Павелецкий вокзал
О месте
Павелецкий вокзал — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Павелецкая — был построен в 1900 году по проекту архитектора А. Красовского для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги.
Название дано по поселку Павелец Рязанской области. Павелецкий вокзал связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем.
В мае 1897 года, было получено разрешение Николая II на постройку линии Павелец — Москва И постройка новой ветки была завершена в сжатые сроки — на 8,5 месяцев ранее назначенного. Однако построенная дорога не имела вокзала в Москве.
Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам — билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре — высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса.
Построено здание из кирпича на бутовом фундаменте в два этажа с третьим над средней купольной частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Длина вокзала составляла 83,7 м. Наружные стены имели толщину в 2,5 кирпича. Наружная поверхность стен облицована специальным кирпичом, цоколь — тесаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Во всем чувствовалась основательность и солидность. По фасаду вокзала со стороны железнодорожных путей были сосредоточены служебные помещения, место для жандармов, парадные царские комнаты и выходы на платформы. Для своего времени вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и необыкновенно изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока. Открытие Павелецкого вокзала прошло 1 сентября 1900 года.
Старый Павелецкий вокзал органично вписался в облик городской площади. Поэтому когда в начале 80-х годов пришла пора генеральной реконструкции, требования к ее проекту были весьма высоки: необходимо было обеспечить современные удобства пассажирам, и палаллельно решить непростую градостроительную задачу — сохранить облик московской площади, оставить узнаваемым ее силуэт, отложившийся в памяти москвичей. сложную творческую задачу, в основном сохранив стиль прежнего здания. Капитально обновленный Павелецкий вокзал открыл свои двери 3 ноября 1987 года.
Новый вокзал превысил старый в шесть раз по объему и в четыре по пропускной способности, стал значительно удобнее и комфортнее. Теперь он в состоянии принять, обслужить и разместить в своих залах около 10 тыс. человек в час — это уровень весьма крупного транспортного комплекса. Со стороны площади здание смотрится одноэтажным. Однако на самом деле там разместилось три уровня пассажирских помещений, технический этаж и новейшие системы обслуживания.
Известный нам сегодня по названию «Павелецкий» вокзал некоторое время после постройки в документах именовался «Саратовским», а привокзальная площадь — «Саратовской». Во многом это было связано с тем, что Рязанско-Уральскую дорогу в процессе ее расширения через Саратов связали с Астраханью, Нижним Поволжьем. На Павелецкий вокзал 23 января 1924 года прибыл траурный поезд с телом В. И. Ленина. В 1979—1980 годах слева от вокзала был построен Павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина». С 1941 по 1992 год площадь перед вокзалом называлась Ленинской в память о данном событии.
Википедия.