5 способов передвижения по Сочи без автобусов и своего автомобиля | Город | Time Out

5 способов передвижения по Сочи без автобусов и своего автомобиля

Антон Мартынов   26 октября 2021
7 мин
5 способов передвижения по Сочи без автобусов и своего автомобиля

Пробки, горы, серпантины, огромные расстояния — со всем этим вам придется столкнуться в Сочи. Как попасть из точки А в точку Б, не используя личный автомобиль или автобус? Time Out спросил у местных жителей и опытных туристов, как они предпочитают передвигаться по городу-курорту.


Юля — выбирает поезда

Плюсы: комфорт, скорость.

Минусы: неудобное расписание, мало станций, дороже, чем хотелось бы.

Стоимость: зависит от расстояния поездки.

Вдоль всего Сочи проходит железная дорога, и это чистое удовольствие — ехать по побережью с видом на море. Электрички экономят время, комфортны, но обойдутся дороже автобуса. В «Ласточках» светло, просторно, есть кондиционеры, туалеты, и это экологичный транспорт. Расстраивает, что поезда ходят редко и на пике сезона бывают забиты под завязку.

Досмотр при входе на станции часто создает очередь и в целом отнимает время — учитывайте это и приходите заранее. Актуальное расписание движения поездов всегда есть в сети. Билеты можно купить в кассах на вокзале, в автоматических терминалах, у билетеров в вагоне и в мобильном приложении «РЖД». Контроллеры есть почти всегда, но «одну остановку» люди часто проезжают «зайцем». А чтобы снизить стоимость проезда, говорят билетерам, что зашли позже, чем на самом деле, ведь цена зависит от расстояния.


Я читала, что разрабатывалась идея наземного метро в Сочи, но она так и осталась идеей. Было бы очень здорово сократить интервалы движения поездов. Хотя бы раз в 15 минут. Увеличить количество станций внутри города, разработать систему проездных. Люди с удовольствием ездили бы на работу на электричке, но расписание никак не учитывает рабочие часы. В аэропорт «Ласточка» и вовсе ходит всего несколько раз в день, а могла бы стать полноценным аэроэкспрессом и тем самым сократить пробки в Адлере. И даже при всем при этом я всегда делаю выбор в пользу электрички, если нужно ехать в другой район Сочи.


Тая — выбирает самокат и велосипед

Плюсы: отсутствие пробок, мобильность, регулярные физические нагрузки.

Минусы: тебя все ненавидят, нет инфраструктуры.

Стоимость: очень много предложений с различной поминутной тарификацией и посуточной арендой как самокатов, так и велосипедов.

Если у меня дела на равнине или вдоль моря, то я смело выбираю велик: беру свой бирюзовый синглспид и еду. Только вот Сочи — не везде равнина, и расстояния очень приличные. Может поэтому велошеринг здесь не прижился (кроме Имеретинского курорта — там это популярное у туристов развлечение). Да и места велосипедам мало: улицы узкие, каждый метр земли — на вес золота.

А вот самокат все-таки сам катится и места мало занимает. Сервисов проката много. Парковок самокатов много. Людей на самокатах тоже много. Жаль только, что ездить особо негде. В свое время, как и в большинстве российских городов, в Сочи полностью игнорировали велодорожки (Имеретинский курорт, опять же, не в счет). Соответственно самокатам эта проблема передалась по наследству в полной мере. Получается обидно: вроде бы очень полезная в городе штука, а вроде бы тебя все ненавидят, потому что ты у всех путаешься под ногами.

В остальном это, конечно, самое настоящее будущее. Мы же в детстве только мечтать о таком могли: электросамокат, который еще и не игрушка, а серьезный транспорт для взрослых. Можно вырасти и продолжать играть. Только скорость не превышайте.


Богдан — выбирает мотоцикл

Плюсы: непередаваемое удовольствие от вождения среди сочинских пейзажей, езда без пробок.

Минусы: сложно получить права, на дорогах не очень спокойно.

Стоимость: аренда скутеров от 700 рублей в сутки по объявлениям в интернете. Через приложение «Скутершеринг» — 5 рублей за минуту.

Ты едешь на байке по хорошей дороге. Справа — море, слева — горы, закатное солнце, теплый ветер. И так — каждый день, почти круглый год. На мой взгляд, Сочи — одно из идеальных мест для любителей мотоциклов и скутеров. Горные дороги могут показаться сложными для новичков, но на самом деле, наоборот, доставляют удовольствие от маневров, дают опыт вождения и чувство контакта с мотоциклом. Можно смело приезжать на своем байке, а можно арендовать здесь. Есть отличный сервис шеринга скутеров — минута проката от 5 рублей — дешевле самокатов выходит. Очень удобно, если хочешь недолго покататься ради удовольствия или сгонять по делам куда-то недалеко.

Считается, что в Сочи достаточно большая мототусовка, но она как-то очень равномерно распределена по всему побережью и не бросается в глаза. С таким климатом и пейзажами кажется, что здесь должны быть тысячи и тысячи мотоциклов и скутеров на дорогах. Никаких проблем с пробками и парковкой. Звучит идеально, но многих останавливает сложность получения прав категории «А» и отсутствие чувства безопасности на дороге — как ни крути, а особое отношение к двухколесникам у автомобилистов есть.

Плюс, у нас не принято считать мотоцикл или скутер полноценным транспортом. Байк, как правило, покупают в дополнение к машине. Воспринимают его как хобби, особый стиль жизни, либо просто атрибут доставщика. Большинство скутеров в Сочи — это рабочие лошадки для курьеров. Мужчин в деловых костюмах на «веспах», как в Италии, или девяностолетних бабушек на старых «хондах», как во Вьетнаме, у нас пока нет. Надеюсь, будут. И Сочи — самое подходящее для этого место.


Катя — выбирает каршеринг

Плюсы: комфорт, свобода передвижения.

Минусы: больше прокат, чем каршеринг.

Стоимость: от 1400 рублей в сутки + километраж.

Суть каршеринга в том, чтобы вы оставляли дома свой автомобиль и пользовались тем, который уже находится в городе. Здесь это, увы, не работает. Из-за коронавирусных ограничений (машины должны подвергаться санитарной обработке) автомобиль можно взять только на сутки и более. Получается обычный посуточный прокат авто. Всюду это правило уже отменили. Кроме Сочи. В итоге каршеринг здесь не заменяет личные автомобили, а наоборот добавляет их. Вот вам и пробки.

Сейчас в Сочи работают все привычные жителям крупных городов сервисы: «Яндекс.Драйв», «Belka Car», «Сити Драйв» (он же You Drive) и «Шеримобиль». Правда, у всех есть поправки на местные особенности. Например, Яндекс можно взять и оставить только на парковке в аэропорту.

Учитывайте, что расстояния в Сочи очень большие, поэтому даже 100 включенных в тариф километров вам не хватит, чтобы сгонять на Красную Поляну и обратно, придется платить сверху.

Сочи — большой город с серьезным трафиком. К сожалению, чтобы как-то решать проблему заторов, придется идти на непопулярные меры: делать платную парковку в центре, ограничивать въезд для некоторых автомобилей, ужесточать скоростной режим. Вот тут-то пригодился бы каршеринг со своими оплаченными стоянками, новым автопарком и внутренним контролем нарушений правил дорожного движения.


Артем — выбирает корабли

Плюсы: «Я правда должен говорить о плюсах корабля? Это же корабль — он сам по себе гигантский плюс».

Минусы: в Сочи это не общественный транспорт.

Стоимость: от 600 рублей.

Я очень люблю море. И корабли. Моря в Сочи предостаточно, а вот с кораблями проблема. Морской транспорт здесь катастрофически не развит. Каждый год обещают вернуть паром в Турцию, установить сообщение с Геленджиком, пустить «комету» в Батуми и Сухум. И каждый год переносят на следующий. Ко всему прочему, что-то мне подсказывает, что билеты будут не самые дешевые — отношение будет скорее как к развлекательным круизам, чем как к пассажирским перевозкам.

В Сочи, конечно, много яхт на любой вкус и цвет. Морские прогулки на большой яхте, на маленькой, на рассвете, на закате, на рыбалку, на шашлыки, на дискотеку, с неоновой подсветкой, с пенной вечеринкой. Часовая экскурсия обойдется в среднем в 1200 рублей за человека, если брать место на большом судне. За 5000 вполне можно арендовать небольшую яхту целиком. Это если брать с причала, прямо на Морвокзале. Туристические сайты в интернете могут предложить цену дороже, а вот частные объявления — чуть дешевле. Стоимость билетов на прогулочные теплоходы «Дагомыс» и «Ай-Тодор» начинается от 600 рублей. Смущает только, что это все немного искусственно созданные моменты. Хочу, чтобы люди наслаждались и пользовались морем в своей повседневной жизни.

Превратил бы Сочи в Стамбул — здесь тоже просится паром между районами. Любой желающий сможет полюбоваться видами и миновать пробки. Плывешь себе на кораблике в Имеретинку: вроде бы и городской транспорт, а вроде бы и в море вышел — романтика. Сейчас такое удовольствие обойдется тысяч в 30. Нужно будет оплатить несколько часов аренды яхты, обратную дорогу и вход в порт прибытия.


В оформлении статьи были использованы фотографии Антона Мартынова