Гид по уличному искусству: часть вторая
Уличное искусство в Сочи переходит на новый уровень. Time Out продолжает подборку самых эффектных муралов на улицах курорта.
Операция «Ы»
Где:
ул. Островского, 33
В первой части мы писали, по каким причинам городские власти предпочитают закрашивать граффити — пропаганда насилия и нездорового образа жизни, социальная реклама или политическая сатира.
Поэтому художники идут на хитрости — прячут намеки, используя уже существующие произведения искусства. Яркий пример — эпизод из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», который нарисовали ребята из Youfeelmyskill. Их возмутило, что в 2015 году власти Белоруссии (откуда родом создатель стрит-арт проекта) приняли декрет против системы социального иждивенчества — родители детей-дошкольников, безработные и люди в тяжелой жизненной ситуации лишились денежной помощи от государства и каждый год их обязали платить налоговый сбор в двести долларов. Это спровоцировало народные волнения — люди вышли на митинг, а небезразличные граффитчики решили поддержать сограждан ироничным рисунком так, чтобы его не замазали.
Художники взяли за основу эпизод из фильма Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» под названием «Напарник», где главному герою Шурику дают на перевоспитание гражданина Федю, которого суд наказал за хулиганство двумя неделями исправительных работ на стройке. По закону осужденный имел право на казенный обед. Федя получил первое, второе и компот, а вот трудяга-студент принес с собой паек из булочки и кефира. Комичный контраст меню героев подчеркивается крылатой фразой:
Цитата отсылает к статье в ленинской Конституции РСФСР о труде, где говорится, что работать обязаны все, а кто отказывается, тот останется голодным.
Эта «заповедь» изначально принадлежит апостолу Павлу, а Владимир Ильич Ленин взял ее в качестве идеи для борьбы с тунеядством в социалистическом обществе. В России закона о тунеядстве не существует, а вот в Беларуси его приняли в 2015 году и видоизменяют до сих пор. После начала протестов и появился мурал с Шуриком и Федей.
Бриллиантовая рука
Где:
ул. Островского, 39
Второй мурал по сюжету советской киноленты Леонида Гайдая. На этот раз никаких тайных смыслов в работе нет.
Мы видим групповой портрет: Юрия Никулина, Андрея Миронова и Анатолия Папанова — актеров фильма «Бриллиантовая рука», сюжет которого закручивается в момент, когда советскому экономисту закладывают в гипсовую повязку драгоценности для контрабанды из Турции.
Эпизоды с заморскими локациям снимались в Баку, а основные сцены фильма — в окрестностях Сочи. На улице Войкова, в ста метрах от причала, где шли съемки, стоят памятники героям фильма «Бриллиантовая рука» — групповая скульптура семьи Горбунковых, и неподалеку от нее расположились фигуры контрабандистов. У бронзовых статуй есть потертости на носах: многочисленные прохожие трут их в надежде на исполнение желаний. Некоторые из локаций съемок уже недоступны туристам. Гостиница «Горизонт» (в фильме «Атлантик») потеряла первоначальный вид. Со временем здание обветшало, разрушилось, но его так и не восстановили. Причал, по которому главный герой спешил на теплоход, закрыт — теперь там пункт таможенного контроля.
Зато можно пройтись по центральной набережной Адлера, где Семен Горбунков гулял со своей семьей перед отплытием. Ориентируйтесь на санаторий «Южное взморье». Правда, это место настолько сильно изменило свой облик за последнюю четверть века, что сложно узнать в нем кадры из фильма. А вот ажурные парапеты вдоль набережной реки Сочи сохранили прежний вид. Старожилы даже помнят дом на улице Донской 92, где «жила» семья Горбунковых и гордятся тем, что родной город стал декорацией для советской комедии.
Поэтому — когда художники проекта Youfeelmyskill решили нарисовать что-то по-настоящему сочинское — знатоки города быстро помогли выбрать персонажей для росписи. Как только появилась идея, нашлось и место для ее реализации, владелец автопарковки заказал роспись технического здания. Эскиз с портретом переодетого таксистом Лелика (его сыграл Анатолий Папанов) и туриста Горбункова с фотоаппаратом идеально подошел по тематике.
Альберт Эйнштейн
Где:
ул. Горького, 48
Нарисованный Альберт Эйнштейн не зря держит в руках малярный валик, будто что-то закрашивает. Раньше на стене были изображены символы Сочи и американского города Лонг-Бич: бальнеологический санаторий «Мацеста», здание Морпорта, пирамида Уолтера и лайнер RMS Queen Mary.
Лонг-Бич — один из главных курортов Америки, который породнился еще в 1990-м году с Краснодаром и стал называться побратимом. Так называют города, которые обмениваются выставками, литературой, художественными и спортивными коллективами, кинофильмами, опытом ведения городского хозяйства. Пример культурного обмена — визит американцев после избрания Сочи столицей Олимпийских игр.
Трейс Фукухара, известный в США скульптор-монументалист, приехал в Сочи в составе делегации и предложил расписать стену около железнодорожного вокзала в знак дружбы американского и русского курортов. Он изобразил Архангела Михаила, небесного заступника, который парит над достопримечательностями двух родственных городов, а снизу — черноморских и калифорнийских дельфинов. После отъезда Фукухары реставрировать изображение стало некому — спустя почти десятилетие стена облупилась, рисунок потрескался, а краски выцвели из-за палящего солнца. Команда Youfeelmyskill проявила инициативу, предложила идею новой росписи и пообещала следить за состоянием арт-объекта.
Хотя власти города одобрили проект, среди жителей были недовольные обновлением — в социальных сетях художников были и ворчливые комментарии. А кому-то не нравился предыдущий рисунок, и они были рады увидеть на мурале Альберта Эйнштейна. Его статьи, опубликованные в начале прошлого столетия, заложили основы современной физики, изменили научные представления о пространстве, времени, энергии и принесли автору громкую славу. Поклонники просили у него автографы, журналисты следовали за ним везде, папарацци ловили интересные ракурсы для снимков. И вот однажды, на вечеринке в честь дня рождения ученого фотографу Артуру Сассе улыбнулась удача: Альберт Эйнштейн решил пошутить и показал язык в объектив камеры. Так получился самая узнаваемая фотокарточка ученого, которую Youfeelmyskill перенесли на мурал.
Дополняет композицию известная цитата физика: «Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя». Он не был голословен и часто удивлял людей эксцентричными выходками: ловил и ел кузнечиков, докуривал сигаретные бычки, терпеть не мог носки, но легко позволял себе выйти к гостям в розовых тапочках. Художники последовали примеру гениального физика и предложили нарисовать граффити там, где другие бы и не подумали, ведь в городе и так много стен без рисунков.
Герои некоторых стрит-артов от команды Youfeelmyskill держат инструменты для рисования. Художники вложили в руки баллончик с краской королеве Великобритании Елизавете, кисть — героине мурала «Голос города» и персонажу следующей граффити-локации.
Маяковский
Где:
ул. Волгоградская, 30
(за домом, напротив гаражей)
Мурал посвящен важному историческому событию в мире уличного искусства — столетию со дня подписания декрета «О демократизации уличного искусства». По мнению авторов, каждый уличный художник должен знать, с чего начинался стрит-арт в России.
Пока банды Нью-Йорка обменивались посланиями на стенах, передовики русского футуризма — Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский — в 1918 году уже активно занимались популяризацией уличного искусства. В своем манифесте они отвергали каноны литературы и живописи, воспевали эстетику большого города и открыто говорили о своей ненависти к музеям и галереям, называя их «сараями человеческого гения». Маяковский и его товарищи считали, что искусство должно быть доступно прохожим в каждом дворе, а не скрываться в элитных салонах.
Бунтари подкрепили слова делом — пригвоздили несколько картин Давида Бурлюка к одному из домов улицы Кузнецкого моста. Поэт понимал, что капризная публика любит скандалы и пользовался этим.
В декрете футуристы требовали, чтобы «слово творческой личности было написано на домовых стенах, заборах, крышах, улицах городов и селений». Авторы стрит-арта обыграли их желание в сюжете мурала. Ребята из Youfeelmyskill решили заменить первую версию эскиза с цифрой 100 (в честь столетия манифеста) на загадочный слог «ху». Каждый поймет по-своему, что он значит: «хулиган», «художник» или по-сочински колоритное «хурма». Сегодня слово творческой личности будоражит своей незавершенностью, и художники еще не все сказали миру. Мурал с Маяковским напоминает, каким всегда был настоящий стрит-арт — авангардным и провокационным.
Спустя столетие после декрета футуристов в сообществе граффитчиков популярен вопрос, останется ли уличное искусство прежним или изживет себя. Дело в том, что правительство понимает: бороться с граффити-движением бесполезно. По завету Никколо Макиавелли: «Не можешь победить толпу — возглавь ее» был принят закон о легализации уличного искусства. Так власти не только обязали художников спрашивать разрешения на роспись стены, но и сделали стрит-арт средством политической игры, как печать, радио и телевидение. В итоге на фасадах домов в крупных российских городах встречаются рисунки пропагандистской тематики, сделанные на заказ от государства. На специальном жаргоне граффитчиков такие работы называют «не тру» (от английского true — истинный).
Раньше под это выражение попадали рисунки, красиво нарисованные, но безыдейные, а с 2014 года так стали называть муралы с мотивами показного патриотизма. В вопросе «тру или не тру» граффитчики ориентируются на размышления словенского философа Славоя Жижека. Он считает, что вещи, становясь популярными, теряют свою якобы «опасную», но фундаментальную сущность. Примеров в современном мире множество: кофе без кофеина, сигареты без никотина, муралы без дерзости. Художники спорят, останется ли свободолюбивое движение настоящим, если превратится в суррогат, подчиняясь власти и сотрудничая с ней.
Никола Тесла
Где:
ул. Московская, 3
Youfeelmyskill сделали на заказ мурал с изображением великого изобретателя для интернет-компании «Бизнес-связь». Внимательный зритель увидит надпись на электрическом проводе в руках Николы Теслы — «кабель для загрузки котиков».
Заказчик сам предложил деталь для рисунка как визитную карточку компании: провод с шутливой надписью. Использование услуг интернет-провайдеров стали частью повседневной жизни, и мы не представляем, как столетие назад люди могли обойтись без мобильной связи, социальных сетей и Wi-fi. А вот гениальный изобретатель, живший в начале двадцатого века, обладал живым воображением и уже тогда предсказал появление беспроводной коммуникации. То, что сегодня мы называем интернетом, для Теслы было теорией ионосферы — гигантского энергетического резервуара информации. При поддержке компании JP Morgan Тесла спроектировал и построил в 1901 году башню Ворденклиф — высокую беспроводную станцию передачи волн в Нью-Йорке.
Новая технология стала бы серьезным конкурентом для мировых корпораций, которые контролировали рынок промышленности. Ученый мечтал о бесплатной электроэнергии для всех жителей Земли, но сделал ошибку, показав разработки финансистам и владельцам предприятий. Они перестали поддерживать его исследования деньгами, поскольку не нашли выгоды для своих капиталов.
В научно-фантастической литературе есть сюжет, где биохимик Бройер по доброте душевной в ходе научных экспериментов создает вещество зеленого цвета, похожее на тесто. Речь идет о книге Александра Беляева «Вечный хлеб», которая напоминает детскую сказку братьев Гримм про волшебный горшочек каши. Отличие в том, что горшочек можно было остановить, если знаешь нужные слова, а вот бактерии, из которых состоит зеленое тесто, речи не понимают и продолжают расти. Поэтому его и назвали вечным — вещество восстанавливается в объеме, если останется хотя бы кусочек.
События рассказа развиваются в обстановке двадцатого века, где жадность капиталистов приносит миру немало бед. В погоне за наживой они продавали слишком много необычного «хлеба», а покупатели не успевали его есть. Как и в сказке, человеческая алчность привела к экологической катастрофе, но профессору удалось найти грибок, который может уничтожить зеленое тесто. Писатель предостерегает: наука может как облегчить жизнь, так и навредить обществу.
Никола Тесла понимал это и уничтожил проекты лучевого оружия и прибора для имитации землетрясения, над которыми работал в 30-е годы. На их фоне кабель для загрузки котиков выглядит вполне безобидно. Да, ученому пришлось отказаться от многих своих идей, зато спустя столетие у нас все же появилась возможность делиться музыкой, слушать радио, скачивать сезоны новых сериалов и читать Time Out.