История эротики в Сочи | Город | Time Out

История эротики в Сочи

Антон Мартынов   22 октября 2022
8 мин
История эротики в Сочи
Фотография Антона Мартынова

Какие советские скульптуры превращают Сочи в настоящий курорт и сколько из них в одежде? Как изучение искусства можно сделать веселее и полезнее? Если пропустили сезон на нудистском пляже, то где компенсировать это в городе? Time Out «прогулялся» по застывшей сочинской «обнаженке» и рассказывает, почему она интереснее и глубже, чем кажется на первый взгляд.


Чтобы не заскучать от теории искусств и не утонуть в названиях стилей, можно поискать в городе особенно игривые, не очень одетые, скульптуры времен СССР. Вся эта «обнаженка» на первый взгляд никак не вяжется с пуританским обществом советского союза — вроде бы в стране секса нет, а из всех фонтанов на нас смотрят открытые части тела. Ответ лежит в истории и заодно делает рассматривание оголенных тел более научным, а сами сочинские статуи в своем роде уникальными.

О сексе, вакхах и санаториях

Фотография Антона Мартынова

Целую россыпь откровенных советских скульптур пока еще можно обнаружить в заброшенных санаториях «Орджоникидзе» и «Чайка». Первый был построен под руководством архитектора Кузнецова в 1935-37 годах. В 1939 возведен фонтан, а к 1953 году он был украшен скульптурной композицией «Танцующие вакханки», которая нас и интересует. Для любителей фамилий укажем коллектив авторов, скульпторов и лепщиков: Дзюбанов, Добровольский, Тепляков, Нечаев. Есть легенда о том, что в качестве модели женских образов выступила медсестра, служившая в госпитале на базе санатория во время войны.

Девушки-жрицы резвятся, среди них с гроздью винограда притаился и сам Вакх, он же Дионис. У его ног сова — пьем и веселимся по-древнегречески, с умом. На нижнем ярусе, сидя на морских созданиях, держат себя за грудь суровые русалки. Одним словом — вакханалия. Не очень-то ассоциируется со сталинским периодом и в целом со страной, в которой согласно крылатой фразе «секса нет».

Фотография Антона Мартынова

Тут нужно напомнить контекст. Сама фраза была произнесена во время телемоста Ленинград–Бостон аж в 1986 году. И касалась сексуальной объективации в рекламе и на ТВ. Индустрии рекламы в СССР как таковой не было — соответственно, откуда же в ней объективация. А вот сам секс в СССР был, правда лишь на первых порах, в 1920-е годы. Причем очень жаркий. Советское правительство взяло курс на освобождение пролетариата во всех сферах жизни. В некоторых особо радикальных кружках общими становились не только средства производства, как завещал Маркс, но и сами труженики — практиковались свободные сексуальные отношения внутри коммуны. Появились официальные общества нудистов.

Фотография Антона Мартынова

Отстаивались идеи феминизма: женщины обрели право на труд и доступ к большинству профессий. Легализовались и получили распространение сожительство и гражданский брак. Кстати, здесь кроется частая ошибка — гражданским зовется брак без венчания, а не сожительство без штампа в паспорте. Большевики упростили процедуру разводов, а также очень лояльно относились к гомосексуализму, упразднили уголовное преследование за мужеложство и де-факто разрешили гей-вечеринки и даже свадьбы. И это в 1920-х годах — впереди планеты всей. Такая прогрессивность в совокупности с прямым копированием архитектуры классической античности и позволили разместить этот игривый фонтан в самом центре санатория даже в послевоенное время. Отголоски советской сексуальной революции оставались слышны в творчестве авторов, выросших за 15 лет относительной свободы.


Об империях, вкусной и здоровой пище и Морпорте

Фотография Антона Мартынова

Переходим в санаторий «Чайка» и в 1955 год — архитектура и скульптура уже немного переосмыслены. В фонтане на центральной лестнице видим «Купальщицу» — нежная композиция обнаженной девушки встречала постояльцев. Очень необычная и нехарактерная для того времени статуя, в плане идеи больше дореволюционная или позднесоветская.

В поздние сталинские времена античная нагота остается только в местах, специально предназначенных для досуга: парки, пляжи, курорты. «Девушка с веслом» копипастится по всей стране. Не все знают, что ее изначальная скульптура, созданная для московского Парка Горького Иваном Шадром в 1935-36 годах, была полностью оголена. В 50-х обнаженную версию скульптуры уберут, а всем известная копия статуи будет иметь уже другого автора — Ромауальда Иодко. Своя «девушка с веслом» была и в Сочи, а вместе в ней еще несколько десятков фигур атлетов и атлеток, раскиданных по центру города, со спортивными снарядами и полотенцами в руках. До нас они не дошли, хотя уже бы имели значимую историческую ценность и создавали единый, узнаваемый стиль курорта.

Фотография Антона Мартынова

Переходим к Морвокзалу, а по пути продолжаем погружаться в исторический контекст того времени. С конца 30-х годов и до смерти Сталина в стране устанавливается тоталитаризм и культ личности правителя. Государству, которое пытается контролировать умы, очень важно не только, кто что говорит, но и кто с кем спит и какие части тела открывает. Криминализация гомосексуализма расцвела именно при Сталине. Более того, геев и лесбиянок, вместе с оппозицией, объявили контрреволюционерами, способными разрушить страну — образ врага общества, непохожего на тебя, работает во все времена. В этот же период появляется свойственная диктатуре «витринность» — жизнь напоказ. Традиционная семья во что бы то ни стало должна излучать благополучие: сор из избы не выносится, проблемы замалчиваются, разводы осуждаются, семейное насилие попускается. Сейчас бы сказали, «типичное нарциссическое поведение». Вернулся патриархальный уклад и место женщины на кухне. В итоге на советскую женщину легла обязанность как трудиться наравне со всеми, так и быть примерной домохозяйкой, наизусть знающей содержание книги о вкусной и здоровой пище. Право на труд стало прямой обязанностью с уголовным надзором. Граждане получили конкретно сталинское представление о ценностях общества, не имеющее отношения к традициям, а лишь позволяющее проще манипулировать жизнями людей. Говоря о неких традиционных ценностях, следует понимать, что каждое десятилетие все порой меняется коренным образом.

Фотография Антона Мартынова

Случается поворот и в искусстве. Начиная с 30-х годов все стили, направления, творческие объединения сворачиваются, и остается один разрешенный социалистический реализм, без формализма и всяких художественных приукрашиваний. Человек должен показываться подлинным, без изъянов — сверхчеловек, красивый телом и душой: труженик, охотник, колхозник, военный. Так откуда же в таком обществе нагота в искусстве? Для авторитарных режимов характерен культ тела, отделенный от сексуальности — здоровый член общества, полезный для государства: боец, шахтер, роженица, кормилица. Это отсылки к античности в ее наивысшем проявлении — Римской Империи. Собственно, нынешнее название стиля, «сталинский ампир», несет в себе ответ — ампир с французского переводится как «империя». И вроде как пытались изначально в 20-е годы копировать греческую демократию, со всеми ее общественными и личными свободами, архитектурой и искусством, а в итоге получилась империя со всеми вытекающими: культами здоровья, вождя, воинственности и обширности владений.

Фотография Антона Мартынова

В этом плане характерен пример статуй на здании сочинского Морпорта. Проект здания — работа Алабяна и Карлика, скульптур — Ингала. Под шпилем плещутся изваяния огромных рыб. На втором уровне стоят фигуры мужчин: северянин-оленевод, украино-беларусский крестьянин, южанин-винодел, степной восточный охотник. Все это символы разных географических сторон необъятной советской империи и занятий народов республик, состоявших в социалистическом союзе.

Фотография Антона Мартынова

Под ними, как дань античной традиции, расположились фигуры четырех женщин — каждая из них тяжелой обнаженной грудью встречает свою пору года. Подсмотреть за ними мы сюда и пришли. Увы, девушки возлегают довольно высоко, и, чтобы увидеть их как следует, вам понадобится бинокль, а это уже как-то совсем неловко и странно. К сожалению, экскурсии по одному из главных архитектурных памятников города, видовые площадки и прочие стандартные туристические развлечения в сочинском Морпорту отсутствуют. Можете ограниченно посетить здание, став клиентом бутиков и ресторанов.


Об оттепели, ластах и пляжах

Фотография Антона Мартынова

Переходим к набережной и в другое десятилетие. Добро пожаловать в 70-е и на пляжи «Ривьера» и санатория «Мориса Тореза», он же «Маяк». Нас интересуют скульптуры «Ныряльщики» и «Пловец с дельфином». Последний, к слову, в 1996 году упал и был восстановлен чуть под другим углом. В обеих композициях уже читается формализм, который, как бы ни старались цензоры, проник в искусство в период оттепели 60-х годов. Фигуры облачены в обтягивающие купальные костюмы и ласты и уже не так досконально копируют людские тела, а оставляют простор для творчества художника и фантазии зрителя. В угоду динамике композиции тело человека можно упростить, удлинить, придать сложную позу. С нравами становится проще — показывается красота тела, лишенная идеологического смысла, и художники начинают вновь заигрывать с темами эротизма. Оголенные тела попадают даже на экраны кино, начиная от комедий Гайдая и заканчивая военными драмами. 

Фотография Антона Мартынова

Что касается Сочи, то курорт никогда не отличался особенно рьяным хранением нравственности — атмосфера юга слишком сильно склоняет к свободе выражения и романтическому настроению. Например, сочинские нудистская, травести и гей-тусовки зародились и окрепли еще в СССР, удивительным образом уживаясь с брутальностью и консервативностью кавказских нравов.

Так что будьте собой — Сочи это любит и ценит. И все-таки не забывайте, что вне пляжа в купальниках позволено красоваться только статуям. А если соберетесь на нудистский пляж и услышите осуждение, то скажите, что вы исключительно с научной целью и всем посоветуете лучше учить историю.