История сочинских пляжей | Город | Time Out

История сочинских пляжей

Антон Мартынов   22 ноября 2022
7 мин
История сочинских пляжей
Фотография Антона Мартынова

В Сочи открываются зимние пляжи. Time Out предлагает прогуляться по пустой набережной и узнать, чем на пляжах занимались люди больше ста лет назад.


Современная сочинская набережная — место, в котором город окончательно переходит в курорт. Люди здесь не живут, а отдыхают, однако так было не всегда. Пляж в нынешнем понимании — выдумка довольно новая, и Сочи, как курорт с санаториями, шезлонгами и надписями «не заплывайте за буйки», начал строиться только в 1930-ых. Это сейчас мы едем к морю даже зимой, чтобы посидеть рядом с шипящей волной у самой кромки воды, а раньше отношение было более практичное.

Пляж — порт

Фотография Антона Мартынова

Долгое время в Сочи попадали только по морю. Чего не скажешь сейчас — курорт пока что напрочь вычеркнут из международной и внутренней навигации. Вовсе не мыслимо нынче и то, что прежде город был остановочным пунктом на пути из Одессы в Батуми. Как бы то ни было теперь, а раньше пляж использовался в первую очередь как вокзал.

С точки зрения моряка, инженера или геодезиста сочинское побережье — крайне неприятное место. Если посмотреть с воды, то становится заметно: почти нет больших природных гаваней, высокая и скалистая береговая линия, отсутствуют пляжи. В советское время, чтобы решить проблему размытия берега, в море повсюду протянули буны, а пляжи в городе досыпали искусственно. Это помогло на какое-то время, однако стихия продолжает медленно и верно забирать завоеванную полоску суши обратно.

До 1930-х, пока не началось строительство монументального каменного порта, деревянные пристани разрушались регулярно. Поэтому пароходы, прибывающие в город, оставались на рейде в километре от берега, а грузы и пассажиров переправляли на сушу на мелких, часто гребных суденышках и остроносых турецких лодках — фелюгах.

Если шторм не позволял высадиться, то пароходы везли людей в следующий порт и уже оттуда, за счет фирмы, пытались доставить к месту назначения. Представьте себе, как вы несколько дней плывете в Сочи, и вот уже виднеется долгожданный берег, а капитан вдруг сообщает: «Извините, остановки не будет по погодным условиям. Как насчет того, чтобы отправиться в Сухуми и там пару недель переждать шторм?».

Только в 1905 году было открыто помещение для пассажиров, ожидающих посадки на пароход или только что сошедших с него, — по сути первый сочинский морвокзал — зал ожидания в Русском Обществе Пароходства и Торговли. Тот редкий случай, когда здание сохранилось, и вы можете даже остановиться в нем на ночь — сейчас в исторической постройке расположены отель «PORTUM 1905», ресторан и хостел. Строилось агентство РОПиТ рядом с одной из пристаней, недалеко от территории комплекса «Кавказская Ривьера» — тогдашнего самого модного места в Сочи. Вот его горожане, кажется, потеряли навсегда — попытки реконструкции, а по сути воссоздания с нуля, безрезультатно длятся уже несколько десятилетий. «Кавказская Ривьера» — первый крупный сочинский курорт — начал активно расти в 1906 году, масштабы его строений и богатство архитектуры могли бы удивить и сейчас. И если кто-то будет восхищаться в Сочи лишь советскими санаториями, то расскажите ему об утраченном наследии и роскоши «Кавказской Ривьеры» 120-летней давности.

Фотография Антон Мартынов

Предлагаем перейти на другой берег реки, к насыпной буне современного морвокзала, и взглянуть со стороны на ривьерский пляж. Здесь можно легко почувствовать, каково было путешественникам больше ста лет назад — стоя на ветру, устремите взгляд вдаль и представьте себе лодки, плывущие от большого судна к берегу. Пришвартовавшись к деревянному пирсу или прямо с носа лодки, по шаткому мостику люди сходят на сушу, часто уже приличным образом намокшие. Так прибывали гости в город: брызги волн, брезентовые плащи, серьезная опасность перевернуться, одним словом — романтика. Главным образом, помимо людей, на пароходах привозили товары, стройматериалы и почту.

На берегу, лодки встречали представители городских властей и местные жители, для которых прибытие каждого судна было событием — летом корабли появлялись на горизонте до пяти раз в неделю, а вот зимой не больше двух. Сейчас, чтобы немного проникнуться подобным настроением, можно взять в аренду яхту или купить билет на один из всего двух прогулочных пароходов. Это все оставшиеся простые способы выйти в море в Сочи — историческое здание морвокзала отдано под магазины и рестораны, а новый корпус толком не работал с момента открытия в 2014-ом.

Фотография Антона Мартынова

Пляж — деловой центр

От морвокзала через сквер направляемся к пляжу «Маяк». Когда-то здесь, на Базарной площади, располагался городской рынок. Почти у самой воды, поближе к пристани по законам логистики. К морю относились утилитарно — это место, откуда берется еда, которую там выловили, и место, по которому доставляется еда, которую нельзя выловить или вырастить у себя. В галереях рынка работало множество лавчонок, торгующих привозными и местными товарами — к началу Первой Мировой войны в Сочи было около 300 торгово-промышленных предприятий, и большая часть из них находилась здесь, практически на пляже. Греки, армяне, грузины, турки продавали различные изделия и продукты и часто делили рынок по цехам: армяне торговали табаком, греки галантереей, эстонцы выращивали яблоки в горах, иранцы продавали фрукты и стройматериалы, грузины содержали харчевни и занимались извозом.

За несколько десятилетий своего существования, к 1910-ым годам, этот «деловой центр» Сочи превратился из неухоженной рыночной площади в организованный деловой квартал с мощеными улицами и стоками для воды. Уже тогда жители заботились о едином архитектурном облике и заказывали у архитекторов проектирование торговых рядов. Каким-то образом сто лет назад люди умудрились решить проблемы, которые никак не удается решить сейчас. Рядом с деловым центром селились деловые люди — недалеко от пляжа располагались недорогие отели и постоялые дворы для торговцев, ямщиков и командировочных. Одно из таких, к сожалению не сохранившихся, зданий — гостиница «Лондон».

Фотография Антона Мартынова

Тут же, на углу современной площади Южного мола, находилось почтово-телеграфное отделение. Теперь здесь присутствует только туристическая инфраструктура, и нет следов городской жизни. Туризм — конечно хорошо, однако как заиграло бы отделение «Почты России», если бы, стоя в очереди, можно было любоваться закатом на море. В то время почта имела огромное значение и играла важную общественную роль — единственный способ обмена информацией, деньгами и мелкими предметами на далекие расстояния. Здесь суетились ямщики, извозчики, сновали доставщики, разносящие посылки по дачам — в целом очень похоже на современный центр города, только без электросамокатов.

Над всем деловым центром возвышался сочинский маяк — символ значимости города для судоходства. Не каждый порт мог позволить себе установку такого дорогостоящего и наукоемкого сооружения — техническую начинку, например, заказывали из Франции. Строительство маяка велось долгих 16 лет из-за перебоев в финансировании, а также из-за очередной войны России с Турцией. Здание начали возводить в 1874 году, ввели в эксплуатацию в 1880-ом, а оставшиеся строительные работы продолжались аж до 1890-го. Комплекс маяка является историческим памятником, и так сильно охраняется государством, что подойти к памятнику, чтобы изучить собственную историю, нет никакой возможности.

Фотография Антона Мартынова

В 1933 году по новому плану застройки всю эту местность перекроили и целиком отдали под курортные нужды, оставив действующим лишь порт. Деловой центр Сочи переехал вглубь города ближе к ЖД вокзалу, и сейчас территорию бывшей рыночной площади занимают скверы.


Пляж — пляж

Устраивайтесь поудобнее у воды на «Маяке». Теперь, даже зимой используя пляж по своему нынешнему назначению, можете рассказать лежащим рядом людям историю о том, что Сочи был вполне самостоятельным, привлекательным торговым местечком с зачатками крепкой экономики. И все это — без упора на курортный статус. Если ноги и фантазия еще не устали работать, то идемте дальше — смотреть, как у самого берега жили и где гуляли люди в начале XX века.


В статье использованы цифровые копии дореволюционных открыток издательств Братьев Борисовых, акционерного общества «Гранберг», писчебумажного магазина «Труд», сделанные по негативам И.Суткового. Копии размещены пользователями интернет-ресурса pastvu.com, и находятся открытом доступе.