Какой портрет, какой пейзаж: 6 знаковых картин Сочинского художественного музея | Арт | Time Out

Какой портрет, какой пейзаж: 6 знаковых картин Сочинского художественного музея

Тамара Виссарионова   13 июня 2023
5 мин
Какой портрет, какой пейзаж: 6 знаковых картин Сочинского художественного музея
Сочинский художественный музей имени Дмитрия Жилинского нельзя назвать популярным местом. Разве что в пасмурный день здесь становится многолюдно. На самом деле в музее есть на что посмотреть: в его стенах хранится около 6000 экспонатов античного, русского, советского и зарубежного искусства. Time Out подскажет, ради каких картин стоит взять аудиогид.

«Встреча солнца. Море» и «Вид Константинополя»

И. Айвазовский «Встреча солнца. Море»

Жемчужины коллекции — работы Ивана Айвазовского. Несмотря на всемирную известность, маринист предпочитал тихую жизнь в родном Крыму. Айвазовский прославился изображением моря, однако он никогда не писал с натуры, а трудился в мастерской, где на холсте повторял увиденное ранее движение стихий. За свою жизнь он написал порядка 6000 тысяч картин и организовал более сотни персональных выставок в России и за границей.

«Встреча солнца. Море» несколько отличается от других его полотен, где изображены бушующие волны, с легкостью опрокидывающие рыбацкие шхуны и многотонные фрегаты. Здесь мы видим полный штиль и водную гладь, в которой отражаются солнечные лучи. Картина насыщена игрой света и теней, что характерно для романтизма. Полотно «Вид Константинополя» относится к серии работ, посвященных Русско-турецкой войне 1877-1881 годов. Айвазовский изобразил бухту и очертания города Трапезунд.

И. Айвазовский «Вид Константинополя»

3 мая 1992 года Сочинский музей лишился обеих картин. В ту злополучную ночь преступникам удалось отключить сигнализацию и вынести из выставочных залов 14 произведений искусства. Злоумышленники явно разбирались в живописи: ими были похищены работы Айвазовского, Кустодиева, Васнецова, Петрова-Водкина, Кончаловского и другие.

По тем временам ущерб оценивался в 10 миллионов рублей. «Встреча солнца. Море» и «Вид Константинополя» были сняты сотрудниками полиции с торгов аукционов «Кристис» и «Сотбис». 13 из 14 похищенных картин вернули Сочинскому музею, а вот полотно Кустодиева до сих пор находится в США. Увы, но переговоры с коллекционером не увенчались успехом.


«Русская деревня»

Михаил Клодт «Русская деревня»

«Русская деревня» написана выдающимся мастером реалистического пейзажа Михаилом Клодтом. Полотно было написано в 1867 году. Примечательно, что художника вдохновляли именно неброские и местами неказистые родные просторы: он должен был прожить в Европе три года, но на чужбине его творчество пошло на спад. Тоска по России была настолько сильной, что Клодт вернулся домой раньше срока.

Его творчество правдиво по содержанию и пропитано любовью к родине и ее природе. Клодт был перфекционистом, поэтому тратил много времени на создание работ. Небольшое полотно он мог переписывать несколько раз. Как и для других картин Клодта, для «Русской деревни» характерны строгость и стройность композиции и скрупулезная проработка деталей: мы видим и ветхость придворных построек, и колею на пыльной дороге, и понурую клячу, и уставшую крестьянку, жизнь которой проходит в бесконечных хлопотах и делах, и облака, плывущие по широкому летнему небу.


«Коляска с кучером»

Николай Сверчков  «Коляска с кучером»

В Сочинском художественном музее вы найдете картину Николая Сверчкова, талантом которого восхищались Наполеон III и Александр II. Отец живописца был служащим придворного конюшенного ведомства. Мальчик обожал лошадей и рано научился их рисовать. Родители заметили художественный талант сына и отдали юного Николая в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. К сожалению, из-за слабого здоровья Сверчков был вынужден бросить учебу.

Николай Егорович занялся самообразованием и постоянно практиковался, что позволило ему стать одним из самых востребованных художников той эпохи. Его работы тепло принимала французская публика. В Париже Сверчкову удалось продать три картины: «Ярмарка», «Станция» и «Возвращение с медвежьей охоты». Последнее полотно приобрел сам Наполеон III. Во Франции русский художник был награжден кавалерийским знаком ордена Почетного легиона.

«Коляска с кучером» была написана в 1953 году. Благодаря мастерству Сверчкова, даже бытовая сцена притягивает внимание и заставляет задержаться около картины на несколько минут. На полотне мы видим двух спокойных и грациозных лошадей, запряженных в коляску, и кучера, восседающего на козлах.


«Русский пейзаж»

Иван Шишкин «Русский пейзаж»

Полотна «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору» и «Рожь» Ивана Шишкина знакомы людям, далеким от живописи. Именно по ним школьники пишут свои первые сочинения. Его работы отличаются необыкновенной реалистичностью: глядя на них, кажется, что вот-вот подует ветерок и раздастся треск сучьев. Шишкин буквально чувствовал «душу» каждого деревца, кустика и травинки. Еще при жизни Ивана Ивановича прозвали «певцом русского леса». Рисование было главным делом всей его жизни. Шишкин даже умер, сидя за мольбертом.

Заглянуть в музей стоит ради картины «Русский пейзаж», пополневшей коллекцию художника в 1890 году. Не ожидая увидеть творчество самого Шишкина, многие проходят мимо этого полотна, а зря: в очередной раз именитому пейзажисту удалось на холсте передать красоту и величие русской природы. Зритель будто бы переносится прямо туда, к пруду, и слышит журчание воды, шелест листвы и пение птиц.


«Купальщицы»

Валериан Каменев «Купальщицы»

Валериан Каменев с детства увлекался живописью. Формально он считался любителем, однако талант и упорство позволили ему получить звание академика. Каменев решил стать профессиональным художником после 35 лет. Работал в качестве пейзажиста: рисовал виды Санкт-Петербурга и его окрестностей, вдохновляла его и природа соседней Финляндии. Валериан Константинович писал портреты Павла I, императриц Марии Федоровны и Марии Александровны, принца П. Г. Ольденбургского. Работы Каменева представлены в Третьяковской галерее.

В нашем музее хранится картина «Купальщицы», которая вместе с полотнами Айвазовского попала в руки злоумышленников. Она была написана в 1954 году. Каменев изобразил четырех полуобнаженных девушек, решивших искупаться в реке в жаркий полуденный зной. Художник использовал приглушенные тона, что добавило шарма и мягкости этой работе. Мастерство Каменева проявляется в тонкой игре света: глядя на картину, мы буквально ощущаем вязкий и раскаленный воздух, заставляющий искать прохлады у воды.