Собственные деньги и другие малоизвестные факты о Сочи
А вы знали, про сочинский метрополитен? Собственную южную валюту? Time Out нашел самые интересные и необычные факты о городе-курорте.
Деньги
Собственные деньги в Сочи появились в конце 1917 года, когда в городе возникли проблемы, связанные с отсутствием денежных купюр в кассах Черноморской железной дороги. Было элементарно нечем выплачивать зарплаты железнодорожникам и рабочим. Особенно ощущался недостаток мелких разменных купюр, что вызывало сбой в торговой сфере и работе кредитно-финансовых учреждений. Несмотря на многочисленные просьбы местной администрации о пополнении денежных средств, центральные власти никак не реагировали. Тогда сочинская городская дума приняла решение о выпуске разменных городских бон.
Впервые местные денежные знаки выпустили в конце января 1918 года. В обращение поступили купюры достоинством в 1, 3, 5 и 10 рублей за подписью городского головы Сочи Н.Сокольского. Однако сумма первого выпуска оказалась незначительной, и в конце февраля были выпущены боны на сумму 300 тысяч рублей.
Третий выпуск осуществил лен Комитет Освобождения Черноморской губернии в 1919 году, главной проблемой которого также стало отсутствие денег в казначействе. В связи с этим было предложено два варианта выхода из сложившейся ситуации — обложение налогом жителей Сочи, Адлера и Хосты, либо выпуск собственных денежных знаков. Город выбрал второй вариант. Обеспечением бон стал табак, пожертвованный Комитету крестьянами-плантаторами и являвшийся в то время валютным фондом для товарообмена с Кубанью и Грузией. Просуществовали местные деньги лишь до апреля 1920 года.
Метро
Строительство ветки началось после войны и закончилось в 1953 году. Подземный тоннель длиной всего 126 метров имел три станции и проходил под Курортным проспектом. Фуникулер соединял санаторий им. Орджоникидзе с пляжем, попутно проходя по территории санатория «Правда».
О строительстве полномасштабного метро руководство страны задумывалось не раз. В 2008 году была предпринята еще одна попытка, приуроченная к зимней Олимпиаде 2014. Был даже разработан проект так называемого легкого метро. Планировалась линия в три ветки длиной 156 километров, состоявшая из 43 станций. Однако, как всегда, все уперлось в финансы. В итоге метро так и не появилось, а надежда осталась. Хочется верить, что к идее его строительства руководство страны еще вернется, ведь Сочи самый длинный город в Европе, а его популярность растет с каждым годом, значительно увеличивая пассажиропоток и количество автотранспорта на дорогах города.
Часы
Тайна циферблата на вокзальных часах Сочи не разгадана до сих пор. Дело в том, что напротив каждой цифры изображен знак зодиака. Только вот зодиакальный круг у архитектора Алексея Николаевича Душкина получился довольно странный. Он изменил привычный порядок, разместив знаки хаотично. На своих местах остались только Лев, Дева и Весы. И это еще не все. Из зодиакального круга исчезли Водолей, Телец и Скорпион. На их месте оказались созвездия Гончих Псов, Лебедя и Змеи. С какой целью это было сделано — неизвестно. Существует множество версий и предположений, недоказанных до сих пор. Многие верят, что это зашифрованное послание архитектора. Кстати, похожее послание он оставил и на циферблате часов Симферопольского вокзала.
Что нам известно о трех созвездиях, оказавшихся среди знаков зодиака? Они все находятся в Северном полушарии. По степени видимости на небе — Лебедь является осенним созвездием. Змея видна летом, особенно в июне она отлично просматривается со всей территории России. А Гончие Псы хорошо видны круглый год. Эта информация никак не приближает нас к разгадке, но для любознательного читателя может стать отправной точкой для изучения астрономии в поиске ответов.
Аэровокзал
Не все знают, что в самом центре Сочи в конце 1920-х годов располагался аэродром со взлетно-посадочной полосой. Сегодня бывшее здание аэровокзала на улице Красноармейской, 28 — занимает Наркоконтроль.
Аэродром был построен в 1929 году и вначале принимал только транспортные и почтовые легкомоторные самолеты. После открытия в 1935 году нового здания аэровокзала появились регулярные пассажирские авиалинии, соединяющие Сочи с Москвой, Краснодаром, Сухуми и Ростовом-на-Дону. Его закрыли в 1948 году, в связи постройкой в Адлере нового большого аэропорта.
Сокровища Тавриды
Вы знаете, что сокровища Тавриды во время войны спас директор сочинского музея краеведения Алексей Петрович Краснов?
В 1941 году руководство феодосийского музея с целью сохранения экспонатов от разграбления, приняло решение об эвакуации их в Сочи. 8 тяжелых деревянных ящиков без описи получил под свою охрану директор музея Краснов. Алексей Петрович позаботился о прибывших из Феодосии «коробках», даже не имея понятия об их содержимом. Вначале он хранил их в музее, но после начала бомбежки города перенес в специально оборудованный поблизости тайник. Однако фашистские войска прорывались все ближе, и Краснов решил спрятать посылки более надежно. С огромным трудом ящики с музейными ценностями были доставлены к пещере в горах, недалеко от Хосты, где и пролежали до окончания войны.
В 1945 году за экспонатами приехал директор феодосийского музея Петр Валерьянович Данилов. И только тогда Краснов узнал, что же с таким упорством он охранял от вражеских захватчиков. В одном из ящиков оказались античные и средневековые изделия и украшения из золота и серебра, а также коллекция старинных монет.
Вот так все экспонаты были спасены и без потерь возвращены в Феодосию. В 1962 году вся коллекция, кроме монет, была передана в Киевский республиканский Музей исторических драгоценностей. В наше время все документы об этой истории исчезли, а сам факт остался бы в забвении, если бы не участница тех событий Евдокия Ивановна Краснова, супруга директора сочинского музея и российский журналист, искусствовед, писатель, заслуженный работник культуры РСФСР Евграф Кончин, приложивший немало усилий в поисках правды.
Большой Сочи
Многие гости курорта считают, что большим Сочи стали называть после зимней Олимпиады 2014 года и именно тогда Адлер, Хоста и Лазаревское вошли в его состав. Однако, это не так.
Еще в апреле 1951 года курортный посёлок Хоста был преобразован в Хостинский район и стал частью Сочи. А 10 февраля 1961 года Лазаревский район и Адлер со всеми прилегающими территориями, включая горный поселок «Красная Поляна», также были включены в его состав, как внутригородские районы.
На самом деле город называли “Большим” еще до Олимпиады. Это общепринятое наименование, не имеющее официального статуса. А правильное название — муниципальное образование город-курорт Сочи.