Тайны Художественного музея в Сочи | Город | Time Out

Тайны Художественного музея в Сочи

Валентина Романовская   17 марта 2022
4 мин
Тайны Художественного музея в Сочи
Фото https://vk.com/sochiartmuseum

Многие старые здания Сочи окутаны разнообразными загадками и легендами. Не стал исключением и сочинский Художественный музей. Time Out раскроет главные таинственные события XX века.


Подземные тоннели

Фото с сайта архитектура Сочи

Здание 1936 года постройки, спроектированное советским архитектором Иваном Владиславовичем Жолтовским, изначально предназначалось для Дома управления уполномоченного ЦИК СССР по Сочи и Мацесте. Несколько десятилетий в нем располагался Горком партии. Ходят слухи, что под зданием располагалось два подземных хода: один из них вел к КГБ, второй — в Морской порт. Очевидцы рассказывают, что во время реставрации здания был обнаружен тоннель, который огибал музей по кругу. Два других не были обнаружены. Их, скорее всего, просто забетонировали при передаче здания новому владельцу.

Если верить легендам, то в Сочи имеется целая сеть подземных ходов, использовавшаяся в свое время сотрудниками сочинского отдела госбезопасности для транспортировки врагов народа и эвакуации партийного руководства города. Считается, что тоннели из района бывшего Общественного клуба (ныне – ВОИР), Зимнего театра и Художественного музея вели на охраняемую территорию сочинского Маяка, где существовал подземный выход к морю. На одной из бун пляжа «Маяк» до сих пор можно найти остатки затопленного причала — сегодня он наглухо залит бетоном.


Ограбление музея

И. Айвазовский «Вид Константинополя»

Криминальные 90-е не обошли стороной и сочинский Художественный музей. 13 мая 1992 года произошла беспрецедентная картинная кража. Среди похищенных 14 картин были две картины Айвазовского — «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море».

Также были украдены полотна Васнецова, Петрова-Водкина, Поленова, Кустодиева, Кончаловского и других художников. На тот момент ущерб оценили почти в десять миллионов рублей. Лишь спустя три года сыщикам удалось отыскать несколько украденных шедевров, всплывших в Москве.

И. Айвазовский «Встреча солнца. Море» 

В Измайловском парке столицы сотрудниками МУРа были замечены два человека, которые выставили на продажу этюд Васнецова. Прикинувшись покупателями, сыщики вышли на след еще трех картин, находящихся в квартире продавцов. После задержания преступники заявили, что остальные полотна уже находятся за рубежом и искать их нужно или на аукционах, или в частных коллекциях.

Через некоторое время стало известно, что десять украденных картин выставлены в Финляндии на аукционе «Буковский» Тармо Макконеном, его роль в истории похищения не была определена. В 1997 году две работы Айвазовского были сняты с аукционов Sothebi’s и Christie’s и возвращены в сочинский музей.

Фотография с сайта газета Сочи

Самое удивительное возвращение картины произошло в 1998 году. Одну из похищенных картин – «У базара. Украина» Сергея Светославского, передали в российское посольство в Лондоне офицеры Скотланд-Ярда. Событие назвали беспрецедентным, так как между Россией и Великобританией не был подписан договор о правовой помощи.

В итоге 13 украденных картин вернулись в сочинский музей, и лишь холст Кустодиева «Крыши» затерялся в частных коллекциях США.

Наученная печальным опытом администрация Художественного музея приняла все меры для предотвращения подобных краж. Сегодня здесь действует тройная система защиты, что не дает ни единого шанса грабителям.


Таинственный «Клад аргонавтов»

Фотография с сайта сочинского музея

История появления клада сродни детективу. Знаменитая в Сочи адвокат Римма Левинсон в июне 1997 года приобрела на черном рынке старинную вазочку и принесла ее на экспертизу в Художественный музей. Специалисты не поверили своим глазам: в их руках находилось подлинное изделие старинных мастеров огромной исторической ценности. Римма Левинсон подтвердила, что у торговца имеются и другие подобные вещи. А значит, что существует целая коллекция, которая должна стать достоянием народа и государства. Информация срочно была передана соответствующим органам.

Сочинское управление ФСБ установило, что торгует ценными изделиями житель поселка Казачий Брод Андрей Чамкин, давно занимающийся поисками кладов. После задержания, узнав об истинной ценности находки, всю коллекцию античного серебра и золота Андрей безропотно передал специалистам. Проданные на тот момент изделия были выкуплены музеем у новых владельцев, и весь комплект был помещен в музейное хранилище в ожидании реставрации, проведенной затем специалистами питерского Эрмитажа.

Фотография с сайта сочинского музея
Фотография с сайта сочинского музея

Юрий Воронов, автор книги «Древности Сочи и его окрестностей», как и многие историки и искусствоведы предполагает, что это мог быть тот самый легендарный «клад аргонавтов». Подтверждения этому нет, но название за кладом закрепилось. Воронов также подтвердил  — многие подобные находки несут в себе таинственную энергетику. Дальнейшие события подтвердили эту теорию.

В народе найденный клад стали называть проклятым в связи с трагической судьбой Андрея Чамкина и его семьи: Андрей вскоре застрелился, затем неожиданно умер его отец. Через год погибла сестра. Ее нашли в Сочи с простреленной головой. Несмотря на негативные слухи и вымыслы, стоит понимать, что в Художественном музее теперь находятся уникальные артефакты античного мира. Сочинцы могут гордиться: такой коллекции нет больше нигде.