Тайны сочинского Зимнего театра
Ни один театр не обходится без собственной загадки. Time Out собрал все тайны и легенды «главной сцены» города-курорта Сочи.
Проект К. Н. Чернопятова
Здание, на которое ушло 11,5 миллионов советских рублей, было построено в стиле неоклассицизма по проекту малоизвестного Константина Николаевича Чернопятова. Одни утверждают, что архитектора выбрал сам Сталин, другие рассказывают, что кандидатуру Чернопятова утвердил председатель комиссии Серго Орджоникидзе, который заинтересовался макетом здания, напоминающим греческий Парфенон.
За счет того, что у театра два фасада, Константину Николаевичу удалось выполнить неразрешимую задачу — разместить его лицом и к Сталинскому (Курортному) проспекту, и одновременно к морю его парадной стороной, чтобы зрители в антрактах, прогуливаясь по галерее, могли любоваться водной гладью. Первоначально предполагалось, что главная лестница будет спускаться до самой набережной, но по какой-то причине задумка не осуществилась.
Официальное открытие Зимнего театра состоялось 15 мая 1938 года оперой Николая Андреевича Римского-Корсакова «Царская невеста». Сегодня грандиозное здание театра значится архитектурным символом города-курорта Сочи.
Золотая штукатурка
Некоторые краеведы утверждают, что Зимний театр оштукатурен песком с высоким содержанием золотых частиц.
Рассказывают, что мастер Григорий Тютюнников обратил внимание на гору привезенного песка, который странно поблескивал на солнце. В его бригаде работал бывший опытный старатель Тимофей Семенов, который предположил, что сверкать могут мелкие частицы золота. Решив проверить свою догадку, старатель промыл партию песка и обнаружил несколько граммов золота и платины. По проведенным расчетам оказалось, что содержание драгоценных металлов на тонну промывочного материала доходило до 6,5 грамм.
Геологи, обследовавшие Верещагинскую балку, откуда был привезен строительный материал, подтвердили наличие золотоносного песка.
Театральные колонны
По проекту архитектора Чернопятова все здание окружено колоннами с коринфскими капителями. Всего их 88. И это очень символично, так как именно столько клавиш у рояля. Всего в здании 124 колонны, включая установленные внутри театра.
Однако во время сооружения столь громадного и тяжелого проекта инженеры-строители столкнулись с проблемой. Сложный ландшафт и подвижность земной коры могли привести к тому, что почва не выдержала бы вес здания. Пришлось искать выход из положения. И он был найден: чтобы уменьшить общую массу строения все крупные элементы сделали полыми внутри. Не обошла эта участь и знаменитые колонны.
Сталинская ложа
Известно, что в любом театрально-концертном заведении страны имелась сталинская ложа. Поэтому одной из главных задач архитектора была необходимость спроектировать ее так, чтобы обеспечить главе государства не только безопасность, но и полный режим инкогнито.
Сталинская ложа находилась справа от сцены и была задрапирована таким образом, что ни с какой стороны не было видно кто в ней находится. Кресло стояло под таким углом, что даже со сцены невозможно было заметить посетителя. Кроме того, под зданием со стороны гостиницы «Жемчужина» был проложен подземный тоннель, ведущий прямо в ложу, внутри которой была организована прямая телефонная линия с Кремлем.
Сегодня под зданием театра осталось лишь одно помещение, похожее на бомбоубежище, где теперь хранится театральный инвентарь.
Тайный концерт Эдди Рознера
Большинство мифов и легенд в Сочи связано с личностью И.В. Сталина. Есть мнение, что глава государства ни разу не воспользовался секретной ложей и вообще никогда не посещал Зимний театр. Тогда для кого же играл оркестр Эдди Рознера в полностью пустом зале?
В сентябре 1940 года для выступления в Зимнем театре был приглашен джазовый коллектив. Музыкантов тщательно обыскали и предупредили, чтобы ничему не удивлялись и просто отыграли свой концерт. Когда убрали занавес, перед музыкантами открылся полностью пустой зал. Помня о предупреждении, оркестр отыграл свою стандартную программу, собрал инструменты и покинул театр. Дирижеру оркестра сообщили, что гость остался доволен. Кто конкретно тогда скрывался в литерной ложе нигде не задокументировано. Возможно, это был сам Сталин, ведь, как оказалось, он любил джаз.
Президентская ложа
Несмотря на то, что многие считают сталинскую ложу президентской, в театре она находилась в другом месте. Традиционно царскую, а ныне президентскую ложу располагали в центре второго яруса. Не исключение и Зимний театр. Однако в Сочи президентская ложа никогда не использовалась по своему прямому назначению, так как современное руководство предпочитает занимать десятый ряд в партере. Поэтому в 90-е годы, перед фестивалем «Кинотавр» ложу обустроили световым оборудованием, так как масштабы и значимость кинофестиваля требовали более профессионального освещения.
Скульптуры Зимнего театра
Считается, что на фронтоне театра находятся скульптуры, которые называют греческими музами: покровительница танца Терпсихора, муза трагедии Мельпомена и Талия — муза комедии. На самом деле фасад Зимнего театра украшают не музы, а аллегорические скульптуры — Живопись, Зодчество и Ваяние.
По центру расположена фигура с рейсшиной и чертежной доской в руках, олицетворяющая Зодчество. Справа от центра фигура, олицетворяющая Живопись, она держит кисти. Фигура, олицетворяющая Скульптуру (Ваяние) расположена слева от центра. Стека, которую она ранее держала в руках, на сегодняшний день утеряна.
Не понятно, какое отношение эти скульптуры имеют к театру. По этому поводу существует легенда, что известный советский скульптор Вера Мухина создавала их для другого здания в Сочи, а точнее — для дома уполномоченного ЦИК СССР, тем более что там часто выставлялись предметы живописи и скульптуры, предназначенные для украшения строящихся санаториев. К тому же, сегодня в этом здании располагается Художественный музей. Поэтому было бы логичным видеть эти скульптуры на его фронтоне. Вот только есть одно но: они несоразмерно велики для него.