Трогательные истории интерактивного зоопарка «Рио». Интервью с сочинским зоологом
Вот как говорит о себе героиня сегодняшнего материала Тхакур Сусанна — ветеринар, зоолог трогательного зоопарка «Рио»:
— Интерес к экзотическим животным у меня появился еще в детстве. Я проводила много времени за чтением энциклопедии и много знаний почерпнула именно оттуда. А учеба на факультете ветеринарии в МГВАМиБ им. К.И. Скрябина помогла дополнить и систематизировать информацию не только о внешних факторах развития и жизнедеятельности зверей, но и о внутренних. Оно очень помогает в жизни, а не только в работе с животными.
— Как знания из области зоопсихологии помогают вам вне работы?
— Здорово помогают, кстати! У меня есть несколько питомцев: лабрадор, две сибирские кошки и эублефар — геккон. Я их воспитала, используя свои знания.
Есть еще один приятный бонус моей профессии. Законы подкрепления поведения работают не только с животными, но и с людьми. И те, и другие устроены так, что обучиться чему-то новому им проще и безопаснее, если их регулярно и методично поощрять. Этот механизм прост и отлично описан в книге Карен Прайор «Не рычите на собаку». И у человека можно закрепить желаемое для нас поведение — не вкусняшкой, конечно, как мы это делаем с животными, но добрым словом или поступком. И он при этом даже не поймет, что на самом деле мы провели с ним некую манипуляцию. Люди и сами часто не осознают, когда проделывают с собеседником что-то подобное, просто улыбаясь и кивая ему, пока он что-то рассказывает.
Особенно мне в этой книге понравилась глава об общении с дельфинами, их дрессировке. С ними вообще нельзя применять какие-либо неприятные стимулы, как с другими животными. Дельфины умные и гордые, плохого отношения не терпят. Дрессировать их методом «кнута» — плохая идея, подопечный просто уплывет от вас, и все, урок закончен.
— Поделитесь, пожалуйста, вашей любимой цитатой из «Не рычите на собаку».
— Вот она: «Я перестала кричать на детей, потому что заметила, что крик не работает. Замечая желательное поведение и подкрепляя его в этот самый момент, я добивалась гораздо больших результатов и сохраняла мир в семье». Эта мысль проста, но тем она и хороша. Я не считаю правильным воздействовать на человека криками, угрозами или тем более шлепками и чем-то похуже. Только любовь, внимание, доброта и ласка.
— Какими знаниями и навыками нужно обладать, чтобы работать в «Рио»?
— У всех сотрудников есть ветеринарное образование. Знания из этой области помогают легко ориентироваться в физиологических особенностях животных, которые связаны с привычным их образом жизни, как в природе, так и в небе. Специалист должен знать все нюансы кормления и содержания животных множества разных видов, должен следить за новшествами в сфере зоопсихологии и уметь подобрать элементы окружающей среды так, чтобы питомцы не скучали в вольере. И, конечно, нужно уметь определить невооруженным глазом, есть ли у животного склонности к заболеваниям, чтобы вовремя их предотвратить.
Еще мы постоянно продолжаем свое образование, слушаем специальные курсы по узким темам от главного ветврача России. «Рио» регулярно организует внутреннее корпоративное обучение. Специалист московского зоопарка по приглашению приезжает сюда, чтобы помочь нам углубить знания об уходе за всеми экзотическими животными, которых вы сейчас видите в вольерах.
— Как проходит обычный рабочий день в вашем зоопарке?
— В ежедневную рабочую рутину входит наблюдение за всеми животными, кормление два раза в день, поддержание чистоты. Мы с коллегами выстроили сотрудничество так, чтобы ни один питомец не остался без внимания в течение всего дня.
Этот подход помогает вовремя заметить, что что-то то пошло не так и поддерживать идеальные условия для содержания зверьков. Даже такая незначительная на первый взгляд деталь, как перегоревшая лампочка, может создать дискомфорт для обитателя вольера. Для большинства животных видимый солнечный свет необходим для зрительной ориентации в пространстве. И наоборот. Например, детеныши эдипова тамарина плохо переносят яркий свет, им нужна темнота и тепло, чтобы чувствовать себя в безопасности.
Важной частью нашей работы является общение с посетителями. Мы проводим для них экскурсии и мастер-классы, отвечаем на вопросы и делимся знаниями. Часто спрашивают, настоящие ли у нас крокодилы, живы ли. Мы объясняем: «Да, конечно, настоящие. С ними все в порядке, у них такой образ жизни — крокодилы пассивны, когда сыты».
— Не боялись заходить в вольер с крокодилом, чтобы там убраться, когда только начинали работать?
— В нашем зоопарке «Рио» находятся хищники, которые были рождены в зоопарках России, они уже адаптированы к комфортным условиям для содержания. Они не агрессивны. Специальное образование помогает понимать их образ жизни и поведение. Мы, люди, как правило, боимся неизвестности, а здесь все ясно. Так что страха не было.
— Как много сотрудников здесь работает? Расскажите о коллегах.
— В штате 12 человек. У нас очень дружный коллектив: общий интерес — любимая работа с животными — объединяет. Много кто работает здесь почти с момента открытия в 2014 году. Я в «Рио» пришла почти 7 лет назад.
Некоторые коллеги в своей карьере делают упор на узкую специализацию. Один работает именно с крокодилами, другой — с обезьянами, у третьего к птицам особый интерес. Но при этом все мы можем подменить друг друга вне зависимости от специализации, так как обучаемся на одних и тех же курсах. У нас общие знания для всех.
— Были ли случаи, когда в зоопарк приносили или подбрасывали животных?
Поэтому мы рекомендуем сначала изучить подробную информацию о животном и его потребностях, особенностях поведения, а потом идти в зоомагазин.
Еще нам приносили шиншилл. Им нужна отдельная территория со специальным пустынным песочком, чтобы они в нем купались. А для них у нас нет свободного вольера.
— Помимо избирательности к питомцам, какие еще меры принимает зоопарк, чтобы избежать эпидемии?
— За все время, что я тут работаю, в зоопарке не было эпидемий. Проводим обязательную вакцинацию, глистогонные процедуры. Основная мера профилактики — поддержание гигиены окружающей среды. Раз в неделю у нас санитарный день, мы чистим все вольеры. Меняем опилки, проводим обработку всех предметов — камней, веревок, стволов деревьев — специальным дезинфицирующими средствами. Мы их специально подбираем так, чтобы не было последствий для здоровья питомцев.
У приматов мы убираемся каждый день, потому что они едят лапами и любят размазывать еду обо что-нибудь. Пока кто-то убирается у мартышки Вольфа, например, он может на плече кататься, веником играть. Помогает так.
У кроликов мы через день меняем сено и опилки, дезинфицируем пол, сбрызгиваем его противовирусным препаратом и используем также средства против блох и клещей.
— Сколько животных родилось в зоопарке в 2023 году? Какие из них впервые появились на свет?
— В прошедшем году у нас родились 2 эдиповых тамарина, 3 волнистых попугая, 57 кроликов и 5 анаконд. Животные не станут размножаться, если окружающая среда им некомфортна. Тамарины принесли потомство впервые, поэтому 2023 год стал в некотором смысле особенным.
Сейчас мы с коллегами по очереди носим их детеныша во внутреннем кармане рабочей кофты, греем его теплом своего тела, кормим. Пара его родителей еще довольно молодая, и они пока еще не знают, что с ним делать. Малышу требуется полный уход в течение трех месяцев. Мы в ответе за тех, кого приручили.
— Вы упомянули, что одну из мартышек зовут Вольф. Клички есть у всех ваших подопечных? Кто их придумывает? Может ли обычный человек дать имя питомцу или стать его спонсором?
— Мы даже кроликам даем имена, а их у нас очень много. Имена экзотическим питомцам дают гости курорта и зоопарка, жители Сочи. Мы проводим опросы в соцсетях. Автору лучшей идеи зоопарк дарит пакет входных билетов к нам на всю семью.
Официальных программ спонсорства, внутри которых гость может отчислять полюбившемуся питомцу средства на содержание, у нас нет. Это более характерно для приютов, думаю. Но истории, когда гости постоянно приходят к нам ради любимца, все-таки есть. Они единичные, то есть не являются частью программы, не входят в статистику. Вот к мартышке Вольфу, о котором я уже вам говорила, частенько приходит женщина, приносит бананы для него. Она передает гостинец нам, а мы сразу заходим к нему в вольер и кормим. Она наблюдает. Ей-то к нему войти нельзя, запрещено. Покормить самостоятельно животных у нас можно только в интерактивной зоне.
— Нет, вообще никаких шансов. Никто и не пытается сбежать. Некоторые могут попытаться приоткрыть дверь вольера, ведущую в подсобное помещение, но это скорее проявление любопытства, чем попытка побега. Даже если во время кормления лемур выйдет за дверь, он сразу вернется внутрь, потому что кушать хочет, а любопытство удовлетворил.
— Есть ли в зоопарке научный отдел? На чей опыт вы ориентируетесь?
— Зоопарк «Рио» является членом СОЗАР (Союза зоопарков и аквариумов России). Внутри этого сообщества мы обмениваемся опытом, наблюдениями.
— А сколько человек, по данным зоопарка, посетили его в прошлом году?
—Более 10 тысяч. Каждый год у нас бывает довольно большое количество людей. Мы находимся в центре города, в одном из лучших парков. У нас есть зона, где можно покормить кроликов, козочек, морских свинок и посмотреть полеты сов, поэтому мы пользуемся большой популярностью у семей с детьми.
— Как регулируется объем питания у питомцев трогательного зоопарка? Есть ли проблема переедания и чем это чревато в теории?
— Проблема переедания не стоит, потому что никто из обитателей трогательного зоопарка не станет есть лишнее. Если гости очень хотят покормить кого-то из питомцев, а они уже пресыщены, мы просим подождать, погулять по зоопарку и вернуться в интерактивную зону. Пищеварительная система кроликов настроена на быстрое усваивание пищи. 20 минут перерыва достаточно, чтобы они снова захотели есть.
Звери довольствуются ощущением сытости, им больше ничего не надо сверх того, что они уже съели. Крокодилы — отличный тому пример. Ближе к концу недели они становятся гораздо подвижнее, так как мы кормим их по расписанию по воскресеньям. В субботу они уже очень голодны и много двигаются, а после еды становятся пассивны — переваривают еду. Наблюдательные завсегдатаи нашего зоопарка и сами отмечали разницу в поведении животных — змей и крокодилов — в разные дни недели. Поэтому могу порекомендовать гостям ориентироваться на расписание кормлений, чтобы знать, в какой день прийти и увидеть животных активными.
— Какие мастер-классы вы даете?
— У нас есть 2 вида мастер-классов: полет сов и кормление крокодилов. Наши совы надрессированы прилетать к нам на руку из любой точки зоопарка по специальному сигналу. Мы приглашаем гостей самим надеть специальную защитную перчатку (у сов острые когти) и учим, как сову позвать. Мастер-класс входит в стоимость билета, но полеты мы проводим по расписанию.
У нас есть две совы. Каждые полчаса-час мы можем провести мастер-класс с одной из них. Некоторые думают: «Ах, бедные совушки», думают, что мы их мучаем. Все наоборот. Мы так удовлетворяем ее потребность в движении и даем ей вкусности за полет. Раз в час или два сова должна летать. Они ведь ручные, а это значит, что ей нужно общение с нами. Животные, обученные дрессировкой, сами инициируют контакт с человеком, когда хотят получить лакомство. Умные птицы.
Еще один интерактив проводим только для совершеннолетних посетителей. Раз в неделю (по воскресеньям) мы приглашаем гостей поучаствовать в кормлении крокодилов. Сначала мы собираем группу, кратко рассказываем о крокодилах и их особенностях. А потом начинается трапеза: гости могут сами опустить кусок куриного мяса на удочке в их вольер. К слову, мы предлагали хвостатым подопечным разные варианты еды: рыбу, курицу и даже говядину. Они выбрали курицу, а от остального отказались — просто не ели.
Во время общей экскурсии мы можем предложить посетителю погладить безопасных для него обитателей других вольеров. Разрешаем даже его погладить, если животному такой вид взаимодействия не пойдет во вред, если ему это нравится.
Вообще мы делаем все для того, чтобы человек ушел от нас с приятными впечатлениями. В нашем зоопарке нередко для своих учеников проводят уроки по зоологии лучшие учителя сочинских школ. Мы всегда рады видеть школьников, воспитанников детских садов и образовательных центров на «живых уроках».