Любовь к трем апельсинам
О спектакле
Оперу Сергея Прокофьева “Любовь к трем апельсинам” в Мариинском театре ставит французская команда во главе с режиссером Аленом Маратра.
Оперу Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам„ в Мариинском театре поставила французская команда во главе с режиссером Аленом Маратра. Французский выбор Валерия Гергиева не был случайным; главная причина — феноменальный успех, который принесла театру предыдущая постановка, осуществленная в 2005 году этими же силами, опера Россини “Путешествие в Реймс„. Успех уже не только российский, но и мировой: спектакль показали во Франции и в Вашингтоне. В Opera Critic его назвали “самой веселой оперной постановкой, какую здесь когда-либо видели„. “Любовь к трем апельсинам„ может привлечь не меньшее внимание, хотя в отличие от вполне реалистической истории в “Реймсе„ здесь — абсолютная сказка, с чудесами и прочими условностями.
Оперу, в названии которой ощущается обаяние бренда, первый раз ставили в Мариинском театре в 1926 году; последний, к 100-летию со дня рождения написавшего ее композитора, — в 1991 году. Постановкой занимался главный детский сказочник города Александр Петров, главный режиссер театра “Зазеркалье„. Спектакль просуществовал несколько сезонов и надолго сошел с дистанции. Хотя именно эту оперу Прокофьева, наряду с “Пиковой дамой„ Чайковского и “Носом„ Шостаковича, следовало бы сделать в репертуаре постоянной — как местный специалитет. Она появилась благодаря одноименному журналу, изданному Всеволодом Мейерхольдом. Уезжая из России, Прокофьев взял первый номер этого журнала, где была в качестве манифеста напечатана сказка Карло Гоцци, моментально ею вдохновился, сам разработал либретто и за короткий срок сочинил свою первую большую комическую оперу (1919). Ее мировая премьера состоялась в 1921 году в Чикаго.
Примерно в середине оперы (конец II действия) злая Фата Моргана заклинает только что избавившегося от ипохондрии и рассмеявшегося Принца: “Влюбись в три апельсина!„ Счастливого исхода первой половины сказки как не бывало: лирическим Принцем овладевает желание — он хочет три апельсина! Но впереди еще два действия. Как выяснится позже, в этих трех оранжевых фруктах будут запрятаны милейшие принцессы: две погибнут, а третья станет избранницей Принца. Правда, на пути к свадьбе их еще ждут испытания: Нинетту превратят в крысу. Одним словом, захватывающий сюжет.
При всей условности маски-символы этой оперы могут быть прочитаны на самых разных уровнях: от цельного, чистого, детского восприятия до “взрослых„ фрейдистско-юнгианских толкований. Кроме того, на “Любовь к трем апельсинам„ часто смотрят и как на пародию на оперные и другие стереотипы. Поэтому для режиссера здесь широкое поле деятельности. Преимущество “Апельсинов„ еще и в том, что опера не обросла никакой постановочной традицией. Но любят эту оперу прежде всего за то, что она, по словам самого Прокофьева, “легко-веселая» и музыка в ней гениально проста и безупречно красива.