Jazz: “Африканский Флэшбэк”
О спектакле
Назвать контрабасиста Анри Тексье, барабанщика Альдо Романо и кларнетиста Луи Склави виртуозами – означает легко отделаться.
В октябре прошлого года вышел их третий альбом African Flashback – не столько сплав стилей, сколько аккуратная коллекция, по которой просчитывается маршрут из центральной Африки к Средиземноморью через арабские владения.
Назвать контрабасиста Анри Тексье, барабанщика Альдо Романо и кларнетиста Луи Склави виртуозами означает легко отделаться. Тексье собрал свой первый состав еще в 1968 году,
дав ему красноречивое название European Rhythm Machine. Великие джазмены Чет Бейкер и Декстер Гордон считали за честь играть с Тексье на одной площадке и писаться на общей
пластинке. Его уникальный звук сравнивают с колоколом: контрабас и правда ухает, будто собирает приход. Итальянец Романо с конца 1950-х играл на гитаре в кабаках Латинского квартала. Модерн-джаз в исполнении Арта Тэйлора заставил Романо взять в руки палочки. В семидесятые Романо экспериментировал с джаз-роком, в восьмидесятые с неаполитанской песней. Он чтит свои корни: поздние сольные записи с ленивыми блюзами и балладами словно залиты южным солнцем. И, наконец, непревзойденный Луи Склави один из немногих кларнетистов, чей инструмент непрерывно исполняет ведущую партию. Его имя на слуху с 1984 года, когда был реализован проект Clarinets своеобразный манифест экспериментального джаза. В отличие от своих моногамных коллег, Склави много и успешно работает на стыке искусств озвучивает визуальные перформансы, пишет музыку для современного танца и авангардного театра. Пересекаясь в тесном кругу французских джазменов с конца семидесятых, эти герои решили образовать собственный треугольник в 1995 г. Этнографический тур по городам франкоязычной Африки вылился в альбом Les Carnets de Routes, в котором Тексье, Романо и Склави, можно сказать, нашли друг друга.В октябре прошлого года вышел их третий альбом African Flashback не столько сплав стилей, сколько аккуратная коллекция, по которой просчитывается маршрут из центральной Африки к Средиземноморью через арабские владения. Вообще, первое, что приходит на ум в связи с французским джазом сплошная романтика: кафешки, артисты на улицах и в маленьких театрах, наигрывающие что-то для души, Ришар Гальяно и nu musette, Жак Лусье и галантные переложения Баха. Если вникнуть поглубже, то откроется целый легион необычных музыкантов: от гвардейцев
би-бопа Франсуа Жанно и Даниэля Юмера до мастеров нью-джаза Бруно Шевильона и Жюльена Луро. Обычно французы одинаково хорошо себя чувствуют в американской классике, европейском авангарде и латиноамериканской экзотике. Заимствования стилей и их переоценка свойство страны, долго чувствовавшей себя законодательницей вкусов и неохотно ушедшей на заслуженный отдых. Но декаданс должен быть красивым. Поэтому настоящий, иначе говоря интернациональный, французский джаз тяготеет к дерзким сочетаниям и нестандартным акциям. Три выдающихся французских джазмена на сцене идеальный формат, в котором большие величины могут взаимодействовать, не нарушая своей автономии. Треугольник фигура со своим внутренним пространством, где возникает напряжение, развивается интрига. Каждый по отдельности, но ради общей цели. Спрятаться негде геометрия слишком проста. Отсюда взаимная ответственность,которую способны выдерживать лишь виртуозы.