Ян Брейквелл “Другая сторона”
О выставке
Первая колонна “видеопарада” “Института ПРО АРТЕ”
Свой 10-летний юбилей «ПРО АРТЕ» намерен отпраздновать с размахом. Летом обещают привезти «Квинтет памяти» великого Билла Виолы, а к зиме — видео- инсталляцию американки Ив Сассманн. Первое событие марафона — 14 -минутное видео англичанина Яна Брейквелла, чьи работы висят в постоянной коллекции Tate Britain.
Художник малознакомого нам типа применял методы, разработанные группой Mass-Observation. Этот проект, объединивший антрополога, поэта, художников, фотографа и режиссера, возник в 1937 году из желания задокументировать «подлинную» реакцию народа на суперсобытие английской истории: король Эдвард VIII отрекся от престола, чтобы жениться на разведенной американке. Из художественно-научных опытов Mass-Observation вырос метод тотальной документации: опросные листы, анкеты, дневники волонтеров и анонимные записи уличных разговоров с тех пор прочно вошли в арсенал арт-инструментов. На 20 лет позже Брейквелл тоже наблюдал за повадками современников, как если бы они были представителями экзотического племени. Но, подглядывая за полусознательным бытием прохожих, в качестве главного стрейнджера он зарезервировал самого себя. Главное произведение — «Дневники»,которые он вел 40 лет, вбирают все возможные арт-средства — от рисунка, живописи, коллажа и текста до фотографии, видео и перформанса. Часть из них художник затем адаптировал для телевидения. Стремление влиять на объект наблюдения привело Брейквелла в Artist Placement Group,участники которой устраивались работать в госучреждения с утопической надеждой, что художественная интуиция сможет развернуть управленческий корабль в нужную сторону. Брейквелл направился в Министерство здоровья и соцзащиты и работал в госпиталях. Его занимала реальность вторжения непредсказуемых темных сил «с другой стороны» в привычную и в целом милую рутину. В его собственном случае это вторжение состоялось, когда в 60 лет ему поставили диагноз рак. Брейквелл прожил еще год, успев продемонстрировать достойнейший художественный стоицизм и неизменность исследовательского интереса к миру вообще и миру в самом себе. Видеоинсталляция «Другая сторона»,где пожилые пары танцуют на террасе павильона Де Ла Варр на юго-восточном побережье Англии, сделана в 2002 году, за два года до диагноза. Трудно представить, что автор этого медитативного произведения — заядлый рыбак и любитель выпить.
До 1.03, потерна и каземат Государева бастиона Петропавловской крепости