“Товарищество пролетарского искусства” Фридриха Брасса
О выставке
Пробить толстокожих
Смотрительницы в залах шепотом жалуются друг другу:«До чего агрессивные рисунки, тяжело рядом стоять».Действительно, кажется, что персонажи графических листов орут на тебя со всех сторон. Лица и тела вылезли из ночных кошмаров: выпученные глаза, перекошенные рты, скрюченные пальцы, морщины-борозды, острые углы, колючие ломаные линии. Немецкие художники-экспрессионисты транслируют отчаяние расколотого мира, треснувшего после Первой мировой войны, как плохо подготовленная доска для гравюры на дереве. Европейский гуманизм оказался пустой погремушкой, а научно-технический прогресс не привел к процветанию, а превратил обжитой континент в гигантский госпиталь с моргом и кладбищем.
Рисунки и гравюры демонстрируют мир рухнувших надежд, где у людей противогазы вместо лиц и протезы вместо рук и ног. Экспрессионисты, писал художник Отто Нагель,«изображают жирного толстого буржуа, сифилитическую проститутку, бледные исхудалые силуэты рабочих-рабов, империалистическую войну во всем ее ужасе и отвратительности… Если многие картины ужасны, то это не вина художника, а вина изгнившего социального порядка».
То, что коллекция, показанная на выставке, сохранилась — счастливое стечение несчастливых обстоятельств. Если бы в октябре 1920 года рисунки и оттиски не отправились пароходом в Советскую Россию, они наверняка были бы уничтожены нацистскими борцами с «дегенеративным искусством» или сгорели бы вместе с мастерскими художников во время союзнических бомбежек.
История покупки коллекции Брасса советскими комиссарами — почти детектив. Да и сам Фридрих Брасс — фигура нетипичная: дилер, стремившийся сочетать коммерческий интерес с культур-трегерским желанием привить пролетариям любовь к искусству. Почему с ним соглашались работать не только начинающие художники, но и признанные мастера, остается загадкой. Возможно, этот бородач, запечатленный на нескольких портретах на выставке, обладал каким-то особым обаянием. В собрании его «Товарищества пролетарского искусства» были оттиски первооткрывателей экспрессионизма — художников группы «Мост» Эриха Хеккеля, Карла Шмидт-Ротлуфа, Отто Мюллера и фотолитографии Георга Гроса из серии «С нами Бог», только что вызвавшей фурор на Первой международной ярмарке дадаистов в Берлине летом 1920 года. Продажа комиссару из России больше шестисот графических листов одним махом была, возможно, самой удачной сделкой в жизни Брасса.
Чтобы подготовить выставку в Эрмитаже, исследователям пришлось размотать путаницу нитей, соединивших немецких и русских авангардистов, коллекционеров, дилеров, коммунистических агентов, советских чиновников от культуры и революционных активистов. В двух словах либретто можно пересказать так: глава Коминтерна Григорий Зиновьев отправляется в Галле на съезд Независимой социал-демократической партии Германии с заданием расколоть ее и привлечь левое крыло в ряды коммунистов. Страстная речь, продолжавшаяся 4,5 часа, имела успех, цель была достигнута.На обратном пути, по свидетельству современника, борец за свободу вез с собой 75 ящиков,«в которых находились апельсины, мандарины, бананы, консервы, мыла, духи…».А его помощник Илья Ионов, глава петроградского Госиздата, пароходом «Принцесса София Шарлотта» отправил домой печатную бумагу, лекарства, литографские доски, пишущие машинки и «посылку от Брасса» — четыре ящика, рулон и упаковку книг. Так на деньги Коминтерна вместе с более насущными вещами была приобретена коллекция графики левых немецких художников. В колыбель революции коллекция попала в разгар споров о «пролетарском искусстве» и не пришлась ко двору ни левым, ни правым художникам. Листы быстро разошлись по разным коллекциям, а после воцарения соцреализма были надолго погребены в запасниках. От частных владельцев они постепенно стекались в музейный фонд.
В результате получилась необычная выставка. Произведения объединены здесь не вкусом знатока или ценителя. Это не выборка лучшего или самого характерного. Это случайный, а потому объективный срез: картина художественной жизни Германии 1920-х,где творческие поиски переплетаются с социальными убеждениями.