Фабио Виалле (Италия)
О выставке
Итальянский скульптор
Фабио Виале спустит на
воду мраморную лодку и
проведет мастер-классы
для всех желающих.
28 августа перед открытием выставки в лофт-проекте «Этажи» с причала Петропавловской крепости будет торжественно спущена на воду моторная лодка, построенная из камня. Ущипните друг друга, она плавать не должна. Смельчаки из журналистов и VIP-гостей могут составить автору компанию на борту. Выставочный зал лофта заполнится объектами-обманками: обыкновенные автомобильные шины оказываются высеченными из черного мрамора, а привычные фигурки-оригами — из белого каррарского, любимого материала ренессансных ваятелей.
Фабио Виале, скульпторзатейник из города Турина, похож на лесковского Левшу: невыполнимые задачи интересны ему сами по себе. Правда, масштаб арт-авантюр созвучен веку: если русский умелец без микроскопа приделывал подковы танцующей блохе всего лишь в пику самонадеянным англичанам, то итальянский замахивается разом на фундаментальные законы природы.
В результате камень плавает и даже летает: в стратосферу запускается мраморный воздушный шар. Здравый смысл и зрение подводят зрителя: мрамор выглядит то как бумага, то как резина. А скульптурная реплика леонардовой Моны Лизы кажется пенопластовой, как будто ее выстругал от скуки из упаковки к холодильнику какой-нибудь провинциальный меланхолик.
Это редкая в наших краях выставка в легком жанре — нечто вроде оперетты, шоу фокусника-иллюзиониста или даже кабаре. «Канкан» из пресс-релиза хочется цитировать целиком: «У прекрасного итальянца Фабио Виале есть большая бензопила, люби
Объект-обманка: шины из мрамора мая девушка, квадроцикл и бессчетное количество работ, проданных лучшим мировым коллекционерам». Серьезные арт-критики и знатоки уже морщат нос, но ведь энергичный итальянец и не претендует на членский билет цеха настоящего искусства. Его работы только по форме совпадают со стандартным набором галерейных объектов: скульптуры из мрамора, размер такой-то, инсталляции, размер такой-то, фотографии прилагаются. На самом деле он занят скорее экстравагантным видом спорта, родственным чемпионатам песчаных или ледяных скульптур. Кунштюки, которые получаются в итоге тренировок ловкости, увлекают зрителя как тараканьи бега, женский бокс или метание мобильных телефонов — необычно. «Прико-о-ольно», как сказали бы тинейджеры.
Однажды Фабио Виале сделал реплику микеланджеловского «Давида» и скопировал на него татуировки некоего зекаосетина, встреченного им во время поездки в Россию. Узоры впечатлили публику: «Мать Колыма не губи меня», «Мочи чека» и «Грабь награбленное» вперемешку с религиозными символами. Художника заподозрили в размышлениях о политических и социальных проблемах. Не тут-то было: итальянец не разбирает кириллицы, ему просто понравились синие орнаменты.
Ворочая глыбами мрамора, Фабио Виале призывает относиться к жизни и искусству легче. А потому работает с самым поверхностным слоем психики зрителя, с простейшими эмоциями: удивление-недовериеопасение-облегчение. Плывет, не тонет. Летит, не падает. В самом деле, очень похоже. Эффект краткосрочный, но сильный.