Петр Белый “КРУГ 2”. Объекты
О выставке
Политическая выставка-инсталляция. Новое диссиденство.
Расклеенные по городу афиши фильма Глеба Панфилова по роману “В круге первом” Солженицына делают рекламу и выставке Петра Белого. Хотя Белый успел раньше Панфилова. Выставка в галерее Гисич выросла из двух предыдущих – “Щ-854. По произведениям Солженицына” в Москве у Гельмана прошлой осенью и новогодней “Климатической зоны” в Navicula Artis. Строя у Гельмана руины бараков, поросшие травой, и составляя пазл из фотографий, складывающихся в лагерный номер героя “Одного дня Ивана Денисовича”, Белый гордился, что выбрал самую немодную фигуру. Но угодил прямо в мейнстрим. Белый считает интуицию важнейшим качеством для художника и способен неожиданно менять курс. Вернувшись из Англии, где он учился и достиг высот как график, действительный член Королевского общества граверов сделал имя, печатая громадные милитаристские принты, чернобелые, экспрессионистические, жесткие. На ощетинившиеся города, снятые сверху, с бомбардировщика, сыпались железные беды и бедствия. Напоминающие о Кете Кольвиц и Франсе Мазереле, а то и о Пиранези, “супер-принты” отлично выставлялись, продавались и радовали критиков. Но Белый решил свернуть с дороги и занялся инсталляциями. У Гисич тоже будут обгоревшие макеты лагерных бараков и залитые черным битумом куски чего-то там. Фотографические “стены” будут поделены на квадратики, педантично пронумерованы и “заминированы” проводами и лампочками. Белый делает как бы политическую выставку о тоталитарном прошлом, но два пишем – три в уме. Запущенный им механизм псевдокалькуляции, глобального учета универсален, как универсально насилие. Он умножает бесконечные инвентарные описи, нумеруя листики на деревьях, выросшие “в память” о жертвах террора, и падающие снежинки. И приближается скорее к кафкианскому абсурду вроде “Бразилии” Терри Гиллиама, чем к тяжеловесной и прямолинейной публицистике Солженицына. Советская тоталитарная машина вела равнодушный и приблизительный счет миллионам. Сегодня государственный механизм подключен к точнейшим скоростным процессорам и работает с малыми числами. Как из долей процентов, прыгающих по экранам синими циферками, выползает завтрашняя реальность для каждого – это чистая абстракция, увлекательная и грандиозная. Новый материал для произведений искусства.