Дядюшкин сон
О спектакле
Две звезды – Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили – принесли спектаклю “Дядюшкин сон” сразу пять номинаций на “Золотую маску” 2009 года.
Актер в России больше чем актер — есть имена в нашем театре, в отношении которых подобная громкая фраза не звучит преувеличением.
Их безусловное мастерство в какой-то момент отходит на второй план, главными на сцене становятся их личность, судьба — то, что глубже, многограннее, интереснее любой роли. И есть режиссеры, которые используют порой даже самый бросовый материал как повод проявить саму суть такого актерского явления. Из переводных драматических поделок средней руки родились такие легенды, как спектакль Анатолия Васильева «Соло для часов с боем» со «стариками» Художественного театра или шедевр Анатолия Эфроса «Дальше — тишина» с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом. А уж случай, когда большой актер играет большую литературу, никак нельзя пропустить. Поэтому на спектакль режиссера Темура Чхеидзе по Достоевскому «Дядюшкин сон», который БДТ им. Товстоногова привез на «Золотую маску» этого года, идти надо обязательно. Ведь главные роли в нем играют Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.
Они довольно часто оказывались партнерами и в кино, и на сцене. В БДТ вместе играют в таких хитах, как «Квартет» и «Калифорнийская сюита». Но эти спектакли — скорее эксплуатация их умений и жажды игры. Анекдот Достоевского о том, как ушлая провинциалка пытается женить на своей дочке сбрендившего на старости лет богатого князя, дал возможность актерам поговорить об уважении к человеку, о низости любых манипуляций им. Сам факт того, что жалкого князя К. играет Басилашвили, меняет зрительскую оптику, заставляет представить, кем был этот старик прежде. И пройдоха Марья Александровна Москалева в исполнении Фрейндлих получает шанс осознать это. В финале она вдруг чувствует, что напомаженная марионетка, чьи ниточки она так ловко передергивала, живой и страдающий человек. И фарс вдруг оборачивается трагедией, исполненной тоски об «уходящей натуре», о том, что время больших людей и больших страстей заканчивается.