Картина, стиль, мода
О выставке
Музей поставил себе сложную задачу: создать из разнородного материала – живописи, графики, видеодокументации и реальных костюмов непротиворечивый рассказ о моде, быте и синтезе искусств в течение трех веков.
Бирюзовый халат Петра I из персидского шелка оказался на этой выставке вместе с платьями Константина Гончарова — модельера-неоакадемиста, основавшего вместе с Тимуром Новиковым модный дом «Строгий юноша».Музей поставил себе сложную задачу: создать из разнородного материала — живописи, графики, видеодокументации и реальных костюмов непротиворечивый рассказ о моде, быте и синтезе искусств в течение трех веков. Но вредные вещи, как лебедь, рак и щука, потянут в свои стороны. Удастся ли организаторам выставки переключить тот режим восприятия «прекрасного», который привычно включают посетители Русского музея? Скажем, хрестоматийных «Сестер Шишмаревых» Карла Брюллова здесь не нужно воспринимать как образчик легкости кисти и колористического изящества светского живописца. Смотреть надо на складки шелка и вуалей и изгибы стройного стана. Хорошо бы еще поинтересоваться бельем, обувью и породой собачки. В случае с Брюлловым это не так уж сложно. Как и у Дейнеки с его плотными комсомолками в полосатых майках. Но вот сможет ли зритель думать про фасон и стиль, разглядывая рубашку, которую император Павел надел, по преданию, в день убийства? Для такого рода выставок в западных музеях стараются подбирать вещи третьего и четвертого ряда, чтобы качество живописи или сильная легенда экспоната не отвлекали зрителя от основной темы. Так что самым адекватным материалом будут все таки эскизы шляпок, фотографии с модных показов 1950—60-х годов и «платья-квадраты» Татьяны Парфеновой.