Москва – Санкт-Петербург
О выставке
Фотографический след Санкт-Петербурга в собраниях
московских коллекционеров
В Государственном центре фотографии четыре крупнейших
московских коллекционера — Михаил Голосовский, Анатолий
Злобовский, Алексей Логинов
и Павел Хорошилов — избегая
контекста и отталкиваясь от собственных предпочтений,
представляют незначительные
части своих коллекций. Эта
выставка — еще и свидетельство
существования коллекционеров
фотографии, предпочитающих о себе лишний раз не напоминать.
Москвичи, как всегда открываются охотнее, чем петербуржцы.
Иначе необъяснимо, почему в проекте «Москва — Петербург»
представлен лишь фотографический след Петербурга в частных
собраниях Москвы безо всякого
намека на обратную пропорцию.
В экспозиции кураторы честно
обещают хаос, связанный, скорее
всего, с невозможностью достижения общей договоренности
сразу с четырьмя коллекционерами. Если художник хоть как-то способен наступить на горло
собственной песне и выстроить
экспозицию в соответствии с кураторской мыслью, то настоящий
коллекционер всегда сам себе куратор и искусствовед — сказывается опыт работы с материалом.
По первому ощущению, соберется умопомрачительный компот
из великих князей на пикнике,
фасадов неизвестных и вполне
известных зданий, дагерротипов
с читающими петербуржцами
и неграмотными людьми из народа, жанров с извозчиками,
видов, снятых Ришбуром, попутчиком Теофиля Готье в его
многотрудном путешествии по России; а еще портреты — тоже,
кстати, мало совместимые, например, Айвазовский, Бехтерев
и породистые лошади. Чтобы
хоть как-то соединить все эти
разные изображении, кураторы
собираются использовать в качестве лейтмотива фотографии железной дороги «Москва
— Санкт-Петербург» из альбома
Гофферта. Ведь вот уже полтора
века ничего не связывает две
столицы надежнее рельсов.