Билл Виола
О выставке
Видеоикона из рук мировой звезды
Билл Виола — алхимик видеоарта. Его дорогостоящие инсталляции на нескольких экранах, сделанные с применением новейших технических средств, выставляют крупнейшие музеи мира. Поразительно, что видеохудожник номер один, как его часто называют, знаменитость и верховный жрец, работает с самыми простыми материями. Его интересуют смерть, память, стихии и человеческое лицо как последняя нелживая, неиллюзорная поверхность реальности. На плазменных экранах или в огромных проекциях он превращает воду, огонь и воздух в метафоры загробного царства или священного библейского пространства. Фирменный прием Билла Виолы — густо-тягучее течение времени — это вовсе не та примитивная замедленная перемотка, которую употребляют в спортивных репортажах, чтобы рассмотреть мелкие подробности. Специальная техника прореживания кадров предназначена, ровно наоборот, для того чтобы убрать из ткани видеополотна все случайности, погрешности и шумы. В результате получаются видеоиконы — величественные композиции, в которых жизнь дана в обратной перспективе: с точки зрения Бога, вечности. Это величие духа — grandezza d‘animo, как сказали бы итальянцы, роднит Виолу со старыми мастерами религиозных сюжетов. Он часто использует их произведения как канву для своих инсталляций. В Петербурге уже показывали его «Встречу Марии с Елизаветой» — ремейк картины Понтормо, а также видеопоэму к «Тристану и Изольде» Вагнера. На этот раз «Институт ПРО АРТЕ» привез закольцованный безмолвный сюжет под названием «Квинтет памяти», где три женщины и двое мужчин демонстрируют оттенки универсальных эмоций — гнева, радости, печали, страха и восторга.