Павел Кондратьев "Ахна. Чукотская серия" | Арт | Time Out

Павел Кондратьев “Ахна. Чукотская серия”

Павел Кондратьев “Ахна. Чукотская серия”

О выставке

Высоты формализма. Ледяной пейзаж у Кондратьева получается теплым

Павел Кондратьев умер в 1985 году в возрасте 83 лет,
успев войти в негласный совет
ленинградских художественных
старейшин. Он принадлежал к числу людей, тихо переживших
пару концов света, видевших все
страшное и уходивших от этого
страшного и чуждого в тонкости
профессии. Как слепые приобретают суперчувствительный слух,
так и те из поколения младших
авангардистов, кто выжил,
взамен утраченных амбиций
получили повышенную чувствительность к нюансам «звучания»
формы и цвета. Спрятавшись от жерновов Союза художников в тихих гаванях иллюстрации или
театральной декорации, они сохраняли опыт наисерьезнейшего
отношения к жизни в искусстве,
лично почерпнутый у столпов
авангарда — Малевича, Матюшина, Филонова.

В первых перестроечных
журналах без цензуры появились
репродукции работ Кондратьева:
вытянутые фигуры без лиц, в которых малевичевские крестьяне из чурбанов и ведер как будто
скрещивались с бесплотными
святыми фресок Феофана Грека.
Такими же белильными «движками» Кондратьев выстраивает на плоском листе многомерное пространство. После войны художник
ездил на Чукотку — работать над
серией учебников для народов
Севера. Оттуда он привез слово
«ахна», означающее у чукчей
«тот, кто за горизонтом». Это понятие стало определяющим в его
мифологии искусства. Северные
люди из «Чукотской серии» Кондратьева то ли ткутся из дыма
костра на глазах у зрителя, то ли,
наоборот, вот-вот растают вместе
с этим дымом. Фокус виртуоза:
написать ледяной пейзаж теплыми красками — охрой, красным,
без намека на синие тона.

Билетов не найдено!

Закрыть