Портреты художников в западноевропейской гравюре XVI-XVIII вв.
О выставке
Коллекция лиц, техник гравюры и примет времени
Костюм, жест, выражение лица, атрибуты, аллегории — вот и весь арсенал средств, доступных художнику в портрете. У литератора гораздо больше возможностей дать острую характеристику личности, но другие цели. В автобиографии ювелир, скульптор и гравер Бенвенуто Челлини вывел своего заклятого врага Баччо Бандинелли, ваятеля, соперничавшего с Микеланджело, похотливым и бессовестным животным. Сам Бандинелли в автопортрете, гравированном затем Николо делла Каза, изобразил себя благородным суровым мужем, который расставляет фигуры на игровой доске подобно Творцу.
На выставке портретов и автопортретов художников трех столетий много шедевров и много больших имен. Искусствоведам она даст повод обсудить особенности техник и стилей, проблемы атрибуции, историю коллекций. Для неспециалиста самое привлекательное здесь — возможность наблюдать ярмарку тщеславия и сомнений. XVI век принес радикальные перемены в статусе художника, который из маляра, ремесленника, равного положением аптекарю или гончару, стал превращаться в демиурга, обитателя Олимпа, вхожего во дворцы королевских особ. Потолок карьеры перестал лежать у художника на голове: талант и трудолюбие создавали немыслимые в то время в других областях социальные лифты. Достоинство профессии, с одной стороны, и персональная близость к Богу, наградившему личным даром, с другой, — вот полюсы психологического напряжения, за которым страшно интересно наблюдать в этих лицах. Среди них есть типы, вполне представимые в современном контексте, и другие, которые, как кажется, принадлежат к вымершей породе человеческих существ.