Король Лир
О спектакле
“Сатирикон” на сцене
Александринского театра в
рамках фестиваля “Золотая
маска”. Константин Райкин играет
вздорность и взвинченность
Этот король Лир выпячивает губы, капризничает и в знак
протеста публично снимает
штаны. Когда младшая дочь отказывается рассказывать ему о том, как она его любит, он обижается на нее так мгновенно,
так бессмысленно и так резко,
как это бывает только с детьми
и стариками. Константин Райкин играет вздорность, взвинченность, мгновенно приходящую усталость — в голосе вдруг
появляются шелест и потрескивание, как будто запустили старую пластинку. Он играет слабость, которую никто не собирается прощать.
Весь спектакль Юрия Бутусова — о слабости. Кент (Тимофей Трибунцев), в пьесе загрубевший пятидесятилетний вояка, шутя сбивающий с ног дворецкого Освальда, в спектакле этим слугой бит и загнан
в какую-то яму с мусором. Он продолжает срывающимся голосом выкрикивать положенные
по тексту угрозы — отчего делается жалок вдвойне. Роль шута
отдана актрисе Елене Березновой: паяц — душевная опора короля, а тут кокетливая девушка только украшает сцену. Из-за своей слабости страдает и Корделия (Наталия Вдовина): нужна немалая сила, чтобы врать
королю в лицо так, как это делают ее сестрички, — а у нее ее нет.
Те же, кто сильны у Шекспира, у Бутусова этой силой придавлены. Причем в буквальном
смысле слова — в интермедиях
тащат на себе здоровенные деревянные брусья. Самая интересная роль в этом «Лире» — у Дениса Суханова: он играет графа Глостера. Этот персонаж, в первой сцене спектакля вытирающий ноги о своего незаконного сына, проходит полный путь
персональной эволюции — от наглой силы через неуверенность,
физическую муку и отчаяние
к мудрости, признающей слабость человека.
Сценограф Александр Шишкин поставил на сцене гигантскую дверь, повесил рукомойник и водрузил три фортепиано.
Инструменты, стоящие в ряд
у задника как символ какой-то иной, чуткой и тонкой жизни, обретут хозяек лишь тогда, когда все три сестры будут
уже мертвы. Сошедший с ума
отец будет пытаться посадить
их всех за клавиши, а тела будут падать с табуреток.