Пышка
О спектакле
Поводом для этого мюзикла послужил мощный, чувственный, едва ли не оперный вокал исполнительницы роли Пышки – Татьяны Тузовой. Остальные актеры стараются не отставать. Есть даже комический балет, представляющий битву прусской и французской армий.
«Пышка„ — история проститутки, оказавшейся в одном дилижансе с французскими буржуа, бегущими от прусской оккупации. Ее принимают в свои ряды за сытный обед. Потом подкладывают, вопреки проснувшимся у девушки патриотическим убеждениям, под прусского офицера за свободный проезд. А в итоге предают остракизму за продажность. В общем, “имеют по полной„. Но стоит ли обвинять за это героев-обывателей? Не монашенку же лишают невинности, а требуют выполнения профессионального долга от представительницы профильной профессии.
В Театре на Литейном этот неприятный очерк человеческих нравов поставлен режиссером Владиславом Пази ярко и легкомысленно, в жанре оперы-буфф. Известный театральный критик Валерий Семеновский, в последнее время ставший активным инсценировщиком классики, написал для героев злободневные “комические„ куплеты, исполняемые вместо привычных диалогов. Это притом, что актеры не обладают выдающимися вокальными данными, чтобы петь весь спектакль и не фальшивить. Приятное исключение составляет только исполнительница главной роли — Татьяна Тузова. Прусские солдаты в исполнении студентов с Моховой поют об уроках сценического боя. Французские буржуа заливаются о Чехове и Достоевском под “калинку-малинку„. Монахини превращаются на какое-то время в сестер Прозоровых. А неопрятный Корнюде в исполнении Александра Майорова — в красавца модельной внешности, влюбляющегося в главную героиню с пылкостью Д’Артаньяна.
Пышка же в концепции спектакля — очаровательная и простодушная “фиалка Монмартра„, чья профессия преподносится так же чисто и наивно, как торговля мороженым. Татьяна Тузова — обаятельная актриса, и ее трудно в чем-либо упрекнуть. Проблема в том, что физиологичный и мрачный рассказ Мопассана никак не умещается в предложенные рамки даже не оперы-буфф, а провинциальной оперетты. Именно такое определение жанра приходит в голову, когда смотришь на веселящихся на сцене героев.
В итоге получается история про то, как нехорошие вырожденцы (а все буржуа одеты и загримированы под персонажей с афиш Тулуз-Лотрека) обидели хорошую и добрую девочку, оставив ее в финале плакать в одиночестве под снегопадом, а сами поехали дальше: играть под веселую музыку в бильбоке и рассуждать о “загадочной русской душе„. Возможно, что по задумке все это должно было выглядеть как изящная постмодернистская игра. Но получилась такая смесь “французского с нижегородским», что когда смотришь на сцену, в буквальном смысле рябит в глазах и шумит в ушах.