Simple Minds
О мероприятии
Музыка Simple Minds пришлась кстати для тех, кого равно отпугивали холодное бешенство панка и поддельный героизм “тяжелого металла”, а “новая волна” казалась излишним умствованием.
У певца Джима Керра очень ясное и открытое лицо. У его друга детства гитариста Чарли Берчилла тоже. Возможно, это одна из причин, по которым они в 1979 году назвали свою группу Simple Minds. Справедливости ради надо сказать, что в конце 70-х панк-рок из провинции отличала почти непременная безнадежность: об анархии в Соединенном Королевстве только воробьи на ветках не чирикали. Должно было пройти четверть века, чтобы умудренные и заслуженные Simple Minds вновь заиграли на концертах свои старые панковские синглы, чтобы поклонники не подумали, что дело идет к залуженной пенсии. Именно такое впечатление складывалось вплоть до последнего альбома Black and White 050505, к которому и приурочен настоящий тур. Программу Cry, записанную в 2002 году, даже сами музыканты сочли тестовым упражнением: а вдруг у нас опять получится? Сейчас, кажется, получилось восьмидесятые доползли до статуса «ретро» и очутились в спросе. Ни особенной цельности, ни стратегической интуиции у Simple Minds никогда не было. Дрейф по музыкальному морю мог и не принести группу в гавань стадионного поп-рока. Но они там оказались примерно к 1984 году пусть где-то и случайно. Их гимны с альбомов Sparkle In The Rain и Once Upon A Time пришлись кстати для тех, кого равно отпугивали холодное бешенство панка и поддельный героизм «тяжелого металла», а «новая волна» казалась излишним умствованием. И почему при всех объективных данных Simple Minds до сих пор периодически сравнивают с U2 неразрешимая загадка. Но они показали, что даже из самых конвейерных продуктов можно производить штучный товар. Джим Керр рассказывает о корнях музыки Simple Minds и их нынешнем мировоззрении:
Для Simple Minds новый альбом попытка влиться в моду на 80-е или сделать нечто новое старыми средствами?
Мы начали писать основные песни для Black and White года два-три назад в Сицилии, где я сейчас живу. Никто не мог предугадать, в какую сторону повернет музыкальная мода и что за музыка у нас получится в итоге. Просто оперировали тем, что было на пленке в данный момент. У нас были разные периоды в жизни успешные и не очень, но за модой мы никогда не гонялись.
Кого больше видно сейчас на концертах Simple Minds старых поклонников, или молодежь вы тоже цепляете?
Вчера вечером мы играли в Берлине и были удивлены и обрадованы тем, что было полно молодежи. Я отдаю себе отчет в том, что каждая группа принадлежит своему поколению. Боб Дилан, Led Zeppelin, Simple Minds, в конце концов, все были наиболее актуальны в молодости. Но каждый раз, когда записываешь новый альбом и исполняешь песни перед людьми, которые годятся тебе в дети, это не может не вносить какую-
то свежесть.
Откуда происходит ваша приверженность «большому звуку»?
Это всегда появлялось само собой. Но некоторые замечали, что подобный звук отличает группы, имеющие кельтские корни ирландцев или шотландцев. Наверное, это как если бы ты встречал музыку с распростертыми объятиями. Многое из того, что делают артисты, поэты и художники кельтского происхождения, имеет большой размах. Знаете, в общем можно сказать, что англичане пишут в собственных спальнях, а кельты где-то на природе, в открытом поле или на вершине горы… Из-за этого, наверное, некоторые критики говорят о «раздутости» звука Simple Minds. Но почему никто не хочет подумать, что это может быть и естественное величие?
На обложке альбома Black and White 050505 сердце, древний кельтский символ кладдаг. Что он для вас значит?
Это не столько привычный символ любви и страсти, сколько символ дружбы. Simple Minds группа из Глазго, но среди нас есть потомки ирландцев. Для нас с Чарли Берчиллом он означает очень многое, хотя бы потому что мы давние друзья, знаем друг друга с детства. По-моему, первый раз мы использовали кладдаг в оформлении обложки еще двадцать лет назад, и с тех пор сердце стало чем-то вроде нашего логотипа.
У вас были работы, сильно ориентированные на политику. Но, в отличие от Боно, вы не рветесь разбрасываться политическими заявлениями со сцены…
Не так давно прошли демонстрации против войны в Ираке, и я принимал в них участие. Пятнадцать лет назад мы выпустили альбом Street Fighting Years, посвященный насилию и пустоте, политическим эмигрантам. Времена меняются, но конфликты остаются конфликтами, будь это Белфаст, Руанда или Ирак. В Black and White есть песня Life Shot in Black and White, в которой речь идет о безумцах, которые отвергают память о Холокосте и событиях в Тибете. Я по-своему доношу до людей эти идеи. У нас были разные пути и возможности. Если ты можешь сказать что-то во время церемонии Грэмми, как это сейчас делает Боно, наверное, это неплохо. Но зачем мне это? Я лучше буду писать песни.