Риккардо Ликата и спациализм в Венеции
О выставке
Послание
раненых произведений можно
понимать по-разному, но главная
общая для спациалистов идея –
увести зрителя от восприятия
картины как иллюзорного пространства, подчеркнуть ее реальность, материальность, объем
Что такое спациализм (от итальянского spazio — «пространство»), петербургским жителям
объяснял Русский музей, когда
устроил выставку Лучио Фонтана — живописца-скульптора,
вспарывавшего своим холстам
брюхо острым ножом. Послание
раненых произведений можно
понимать по-разному, но главная
общая для спациалистов идея —
увести зрителя от восприятия
картины как иллюзорного пространства, подчеркнуть ее реальность, материальность, объем.
В этом случае жест художника,
наносящего удар, будь то кистью
или ножом, не остается «за кадром», но оказывается столь же существенным, как цвет, размер
или фактура полотна. Или даже
тяжесть подрамника. Риккардо
Ликата радикальных поступков
не совершал, пользовался вполне
традиционным набором инструментов абстрактного живописца,
но он тоже пытается вывести
зрителя в некое пространство
— теплый средиземноморский
космос, населенный древними
архетипами.