Чеховъ. Водевиль
О спектакле
“Чеховъ. Водевиль” в Театре им. Ленсовета – пример того, что не стоит браться за классику по принуждению
В юбилейный сезон какого-нибудь классика, как сейчас — Чехова, театрам очень сложно удержаться от соблазна поставить что-нибудь «к дате»: такой предсказуемый ход гарантирует и предсказуемые дивиденды. Но сложность с Чеховым состоит в том, что пьес он написал совсем немного, поэтому чтобы избежать тиражирования одних и тех же названий в афише, приходится выкручиваться, выбирая что-то менее известное, чем «Три сестры» или «Вишневый сад». Режиссер Андрей Прикотенко в Театре им. Ленсовета поставил чеховские водевили. Но выбрав нетрадиционный вариант, проиграл. В первую очередь — концептуально. Три коротких скетча «Предложение», «Юбилей» и «О вреде табака» объединяет история неудачного брака главного героя, длящаяся 30 лет, с нелепейшим началом и абсолютным умственным коллапсом главного героя в финале. Проблема в том, что попытки натянуть такую сюжетную линию на три разрозненных водевиля подобны натягиванию презерватива на голову, так что итог предсказуем: ткань спектакля разорвалась на куски. Виной тому, видимо, небрежность, с которой Прикотенко осуществлял задуманное.
Например, по ходу действия возникает странное ощущение, что режиссер либо не учился даже в школе, либо решил стать последователем Толкиена и изобрести параллельную реальность. В спектакле проговаривается время действия — предложение сделано в 1889 году, в финале герой жалуется, что живет со своей женой уже тридцать лет. Но при этом в конце XIX века главной героине прислуживают «девки» (так они обозначены в программке), и по тому, как она ими командует, а они рабски подчиняются, не возникает сомнений в том, что это крепостные. Через тридцать лет все та же героиня содержит пансион для девиц. Видимо, Октябрьская революция в сознании режиссера отсутствует. Как и намек на работу с актерами — Александр Новиков и Ульяна Фомичева в роли супружеской пары как будто участвуют в конкурсе на лучшее изображение эпилептического припадка, и этим они заняты практически все время. Хотя в «Лерке» того же Прикотенко актрисе удавалась сыграть полноценную трагическую судьбу женщины. А Новиков считается лучшим комиком города, но все-таки необходимо, чтобы его дарование сдерживали хоть какие-то режиссерские рамки.
И все это не злобные придирки, просто пример Прикотенко — наука другим режиссерам: не стоит руководствоваться в творчестве принципом «дурак не заметит — умный промолчит», публике очень не нравится, когда грубую поделку выдают за классику.