Весь Каменноостровский проспект в шкатулке
О выставке
Из стен по ходу
экскурсии появляются офицер,
почтальон, купец
С декабря в музее С. М. Кирова открыта новая экспозиция
«Весь Каменноостровский проспект в шкатулке». В тесноватом, тщательно затемненном
зале разместилась убедительная
и яркая выставка, на которой
можно провести больше времени, чем займет прогулка по всему проспекту из конца в конец.
И все благодаря продуманной
мультимедийной системе, множеству экранов и ящиков с экспонатами, появляющихся в самых неожиданных местах.
На выставку пускают не больше 12 человек за раз, каждый из них получает на входе паспорт
определенного сословия, вписывающий посетителя в социальную систему XVIII века. Большинство становится крестьянами, но это вовсе не обидно, потому что выбор профессий у них
больше, а сами занятия нагляднее, чем у остальных. Особенно
повезет фонарщикам — им посвящен отдельный стенд. Здесь посетители могут угадать, какие инструменты и в какой последовательности были в ходу в разные
эпохи (от масляных до газовых
фонарей) и как была организована система освещения. Разные
профессии иллюстрируют фигуры, появляющиеся из стен по ходу экскурсии: здесь есть и офицер, и почтальон, купец, разносчик — вплоть до праздной дамы.
Извозчик, например, получит
собственный номер с подробным
объяснениями, что он значит. За это придется «возить» экскурсантов
по знаменитой
панораме Шарлеманя
(полностью
оценить ее точность и изящество смогут только профессиональные шоферы).
Успешно сдавший экзамены по латыни и другим актуальным наукам может стать лицеистом или
гимназисткой.
История развития проспекта
иллюстрируется фотографиями
и видеоинсталляциями, появляющимися на экранах из-за стен.
На картах видно, как изменялся и сглаживался будущий проспект. На отдельном стенде показано, как деревянная застройка
постепенно вытеснялась каменной («уплотнительная застройка» обострилась с открытием
Троицкого моста, когда цены на недвижимость за ночь выросли с 7 до 270 рублей за квадратную сажень), а ветхие домики с огородами уступали места заводам и садам (в местном «Аквариуме» впервые в империи показывали раскрашенные фильмы братьев Люмьер и запускали воздушный шар). Здесь можно наглядно убедиться в том, насколько конки были медленнее
трамваев и прочувствовать, как
нарушали скоростной режим
первые автомобилисты. На отдельном стенде представлены
разные покрытия, более или менее успешно заменявшие привычный асфальт.
Отдельное внимание отведено мостам. Первый плашкоутный
мост, упиравшийся в ворота Летнего сада, можно разобрать и собрать собственными руками как
пазл (он состоял из барок с перекинутыми поверх них мостками).
Открытие Троицкого моста оказывается удивительно актуальной историей: на конкурсе проектов победила одна фирма (Эйфеля), но строила его другая. Впрочем, тут все прошло удачно: уникальный мост, разводившийся не вверх, а вбок (по часовой стрелке)
проработал до 60-х годов прошлого века, когда износившийся механизм заменили более привычным.
Все это и многое другое (о чем
не хочется говорить, как о финале интересной книги) рассказывается в доступной, но не упрощенной форме, а главное, с увлеченной дотошностью, благодаря
которой даже знатоки наверняка откроют что-то новое, а в обществе детей не заскучают никакие взрослые. Даже премьеру
первых кинофильмов здесь воспроизводят в точности как было:
если в Париже зрители разбежались после первой же сцены с локомотивом, то здесь досмотрели
две других и еще попросили повторить первую.
В ближайшее время ожидается появление компьютерной
игры, посвященной истории 80 домов на Каменноостровском, и системы зеркал, благодаря которой дети смогут увидеть живую
перспективу, не приближаясь к окнам ближе, чем положено по технике безопасности.