“Хогарт, Хокни, Стравинский. “Похождения повесы”
О выставке
Офорты Дэвида Хокни (собрание Британского Совета, Лондон) и Уильяма Хогарта (Государственный Эрмитаж). Выставка посвящена опере И. Стравинского “Похождения повесы”.
В фойе Эрмитажного театра – офорты Хогарта и Хокни, двух английских художников – 18 и 20 века. На самом деле, героев у выставки больше. Из сюжета в целом мог бы получиться литературный бестселлер. Или хорошее кино, эпическая история одного мотива – вроде “Фаворитов луны”. Великие в ней так и толпятся вокруг одного зеркала. Действующие лица: Хогарт, Уильям, английский художник и теоретик искусства эпохи Просвещения. Автор серии гравюр А Rakes Progress (на русский переводится как “Похождения повесы” или “Карьера мота”), 1735 год. Игорь Стравинский, русский композитор, эмигрант. Увидев на выставке в Чикаго гравюры Хогарта, вдохновился и написал по ним оперу. Закончена в 1951 году. Уинстен Оден, английский поэт и знаток классической литературы. Ему, по совету Олдоса Хаксли, Стравинский заказал либретто оперы. Дэвид Хокни, английский художник, одна из ключевых фигур поп-арта. В 1961 году в возрасте 24 лет приезжает в Нью-Йорк, где в серии принтов превращает сюжет хогартовского “Повесы” в автопортрет. Успех серии обеспечивает ему заказ на декорации к постановке оперы Стравинского на фестивале в Глайнбурне в 1975 году. Сюжет банальнейший: молодой гуляка начинает “карьеру”, проматывая наследство в кабаках и борделях, продолжает – женитьбой на богатой старухе, а заканчивает в Бедламе – лондонском дурдоме. Но в его историю каждый из интерпретаторов вносит дух времени и самого себя. Хогарт считал искусство социально ответственным, а обывателя непробиваемо толстокожим. И потому форсировал средства, чтобы пробирать и трогать, а через это наставлять бюргеров. У него повеса банально “плохо кончил”. Номинально Хогарт занудствовал, морализаторствуя и проповедуя буржуазную добродетель, но редкий художественный гений все время вытаскивал его за пределы рационального. За что он и остался в веках. Стравинский, по его собственным словам, обнаружил у Хогарта не только театральность и нравственную идею, но и квинтэссенцию английского 18 века. Оден помог композитору найти в сюжете мифологему, вечную драму бытия. В опере появились дополнительные персонажи, которых не было у Хогарта, с говорящими именами – совратитель и соблазнитель Ник Шедоу и ангел-хранитель Энн Трулав. История вырастает до трагического обобщения, рисующего вселенскую картину борьбы добра со злом. “Повеса” Стравинского-Одена находит в Бедламе спасение. А Хокни создал для этой драмы новое – современное – визуальное воплощение, понятное очередному поколению.