“Quatro” Лазар
О спектакле
Премьера балета Quatro –
постановка современной
хореографии, проект солистов Мариинского на сцене Михайловского театра.
Балет Quatro — предприятие семейное: участвуют в нем две пары, что являются партнерами и в жизни, а не только на сцене. Он и сделан по заказу этой четверки: Анастасия и Денис Матвиенко, Олеся Новикова и Леонид Сарафанов. Звезды Мариинского решили позаботиться о собственном репертуаре, после того как у театра кончилась лицензия на балеты Уильяма Форсайта. Мариинский увлекся восстановлением балетов Леонида Якобсона (после прошлогоднего «Шурале» в июле грядет монументальный, как Колизей, «Спартак»), в афише поубавилось современной хореографии, и артисты почувствовали, что с этим надо что-то делать. Вот и придумали свой собствен- ный проект, не принадлежащий никакому театру.
На постановку позвали Эдварда Клюга. Худрук Словенского национального балета в Мариборе им давно был знаком: Настя и Денис не раз на сцене Михайловского театра танцевали дуэт из его балета Radio & Juliet — урбанистическая любовь к графике сочеталась в нем с неожиданной мягкостью, которую обретала в конце каждая линия. Понятно, чем мил хореограф «классикам», что хотят чего-то свеженького, но при этом не ползать по сцене в духе контемпорари. Сарафанов же одновременно с Клюгом участвовал в Московском международном конкурсе артистов балета и хореографов девять лет назад. Тогда теперешний солист Мариинского взял золото, Клюг за свое сочинение, в котором юркий японец чуть не буквально разрывался меж двумя стульями, удостоился бронзы, но надеждами мирового балета московская пресса назвала и того и другого. Вот теперь надежды встретились, когда каждый уже выстроил свою карьеру
Это совсем небольшой балет — полчаса музыки Милко Лазара, фортепиано и виолончель. К нему в комплекте прилагается немаленькое концертное отделение. Никаких декораций, черный кабинет, четверо артистов в лучах света. Никакой сверхвиртуозности, никто не сигает через сцену — и никакого сюжета. Чистая поэма классического танца с тихими намеками на сложность взаимоотношений в четверке — но именно намеки, полувзгляды, полужесты, никаких роковых страстей. В Казани, где месяц назад впервые показали этот балет на Нуреевском фестивале, публика устроила овацию, но все же немножко жаловалась: ничего похожего на «Дон Кихот». Но историю про Китри и Базиля можно посмотреть где угодно, а вот про Анастасию и Дениса Матвиенко, Олесю Новикову и Леонида Сарафанова — только в этот вечер на сцене Михайловского.