Мигле Косинскайте “Озверевшие”
О выставке
Литовская художница, как сумасшедший доктор из фантастического романа, вывела
женщину-зебру и женщину-торшер
Литовское искусство — нечастый гость на петербургской
выставочной сцене. В данном
случае такая формулировка
уместна, так как произведения
художницы Мигле Косинскайте
до невозможности театральны.
Каждая ее картина — одноактная пьеса.
Метод Косинскайте — романтический сюрреализм. Излюбленный прием — парадокс. А героини — декадентствующие
красавицы, пришедшие из ардеко и немого кинематографа,
Пиковые Дамы и Дамы Треф,
обворожительные, как музы,
и холодные, как медузы. И хотя эти «озверевшие» леди не бросаются на мужчин с остервенением, а только, как гусиной
кожей, покрываются узорами
звериных шкур, понятно, что
перед нами феминистский
продукт, разными сторонами
обращенный к женщинам и мужчинам. Для зрительниц картины, написанные художником-женщиной, становятся особой
формой самоидентификации и рефлексии — проступивший рисунок может принадлежать не только львице, но и обреченной
на съедение корове или зебре.
А мужчины получают возможность понять внутренний
мир женщины через внешний
знаковый образ. Фигуры, одетые, точнее раздетые шкурами
животных, не воспринимаются
как эротические объекты.
Зато сколько потенциальной
сексуальной энергии конденсируют дремлющие «женщины-лампы». Им снится явно не суровая женская доля и кухня с борщами, они грезят о вечности. Закрытые глаза обращены
внутрь — художница смотрит
на мир из глубины самой себя.
А такой взгляд уже не имеет
пола и гендера, это качество
общечеловеческое.