Мусоргский Dis-Covered | Музыка и клубы | Time Out

Мусоргский Dis-Covered

Мусоргский Dis-Covered

О спектакле

Интернациональный музыкальный проект “Мусоргский Dis-Covered” показывает скрытый джазовый гений музыки Мусоргского. Для участия в проекте солистка Венской оперы Элизабет Кульман отшлифовала свой русский

Позволительно ли допускать в классической музыке джазовые беспорядки – вопрос, над которым музыканты бьются уже почти столетие. Пуристы утверждают: однозначно нет. Теряется концепция композитора, смысл произведения, да и вообще: классическая музыка – святое. Либерально настроенные музыканты предполагают, что все зависит от целей: если популяризаторские и маркетинговые, то правда на стороне пуристов, если любовь к экспериментам – совсем другое дело, Рахманинов же обрабатывал сочинения Баха. Пусть последний русский романтик не увлекался джазом, все равно его интерпретации сильно отличались от оригинала.

Пример успешного симбиоза джазовых практик и классического наследия – проект «Мусоргский Dis-Covered», главные заводилы которого солистка Венской оперы Элизабет Кульман, русский духовик-эльф Аркадий Шилклопер и австрийский скрипач Тшо Тайссинг. При помощи разнообразных импровизаторских уловок музыканты покажут, какой неслыханной для своего времени гармонической и ритмической смелостью обладает музыка Мусоргского.

Кульман – прекрасная длинноволосая дива – специально отшлифовала свой русский. Шилклопер не поскупился в использовании духовой экзотики – в руках у него побывает не только валторна, но и альпийский рог и флюгельгорн. Сложную ритмическую графику обеспечит контрабас, а объем ей придадут гармоника и скрипка.

Однако ясно, что именно классическая основа здесь является козырной картой. Почему, собственно, Мусоргский? По-настоящему Запад познакомился с его музыкой в конце XX века, когда Валерий Гергиев продемонстрировал исторические оперы композитора во всей красе. Потом музыканты разных лагерей, как академического, так и подпольно-авангардного, стали замечать вопиющую нестандартность композиторского мышления русского гения-недоучки (у Мусоргского действительно не было высшего музыкального образования). Как оказалось, его место скорее в XX веке – среди любителей избавиться от благозвучной тональности и превратить статную оперу о любви в невротическую драму. Мусоргский проекта «Мусоргский Dis-Covered» – композитор препарированных малых форм. Его песни трансформируются то в безумную цыганщину в духе Кустурицы, то в игривый клезмер: и вот уже «Гопак» – вовсе не украинский танец, а настоящая экскурсия по еврейскому музыкальному фольклору. Голос Кульман – мощный и пластичный – идеально воплощает образ русской строптивой красоты, музыканты патологически сторонятся любых джазовых клише, предпочитая им кропотливую игру в бисер историческими жанрами и стилизациями. В итоге получается сложно и красиво: во многом иначе, чем у самого композитора, но именно поэтому и интересно.

Билетов не найдено!

Закрыть