Фестиваль “Звезды белых ночей”. Все симфонии Шостаковича
О спектакле
Программа фестиваля “Звезды белых ночей” пронизана музыкой Шостаковича – в год столетия композитора в нее вошли оперы, балеты и все симфонии юбиляра. Открывает мемориальную серию сын композитора – Максим Шостакович, который начнет с последних симфоний – 14 и 15-й.
Программа фестиваля «Звезды белых ночей пронизана музыкой Шостаковича в год столетия композитора в нее вошли оперы, балеты и все симфонии юбиляра. 9 из 15 симфоний Гергиев продирижирует сам, по одной доверит Кристофу Эшенбаху, Эса-Пекке Салонену, Пааво Ярви и Марису Янсонсу. Открывает мемориальную серию сын композитора Максим Шостакович, который начнет с последних симфоний 14 и 15-й. Многочастная 14 симфония совсем не похожа на традиционную, это, скорее, вокальный цикл с сопровождением струнного оркестра. Это самая горькая, беспросветная и мучительная симфония Шостаковича, где устами героев Лорки и Аполлинера, Рильке и Кюхельбекера тяжело больной композитор иносказательно говорит даже не о смерти, а о бесконечной муке умирания. Он переживает ее вместе с Лорелеей и узниками тюрьмы Сантэ, со всеми убиваемыми и самоубийцами. Шостакович хотел, чтобы у его гроба прозвучал один из номеров Три лилии, лилии три на могиле моей без креста в исполнении Вишневской. Просьбу выполнить не позволили. Максима Шостаковича публика старшего поколения порой воспринимает как медиум настолько похож он за пультом на отца. По его словам, Д.Д. никогда ни с кем не обсуждал свою музыку, если был не согласен с исполнителем молчал, а с сыном ограничивался замечаниями: Здесь потише, здесь погромче, здесь ну сам понимаешь». Неудивительно, что последняя загадочная симфония с отголосками детских игр, с тенями прошлого, где автоцитатами и музыкальными намеками Шостакович прощается с миром, в гергиевском мегапроекте поручена сыну композитора он и был ее первым исполнителем.