“Альберто Бьязи. Кинетическое и программируемое искусство в Италии и России”
О выставке
Художники внимательно штудировали теорию визуального мышления Арнхейма – по ней, образ, который совместно рождают глаз и мозг, зависит и от состояния тела, и от всего предшествующего опыта субъекта. Проще говоря, смотрят глаза, но видит человек целиком. И заимствовали материалы и технологии из самых продвинутых технически областей.
Выставка прибыла из Италии, хотя лучшими "кинетистами" принято все же считать латиноамериканцев. Течение, всплывшее во второй половине 50-х годов, быстро завоевало умы, потому что, с одной стороны, предлагало простой способ избавиться от бесконечного повторения и инфляции образов в искусстве, а с другой включало в жизненный горизонт художника все последние достижения хай-тек. Произведение искусства теперь будет обладать полноправной жизнью, потому что будет двигаться, изменяться, зависеть от присутствия и поведения зрителя. Двигаться такое произведение может в прямом смысле слова физически. Например, с помощью мотора или статического электричества. Но это только самый простой случай. Еще древние заставляли статуи шевелиться. Гораздо чаще художники используют сложные психологические эффекты движения, которые рождаются прямо в глазу зрителя. В этой "оптической" части у них тоже есть предшественники хроматизм Сёра и Синьяка, складывавших живописную поверхность из цветных точечек, или иллюзии движения в живописи итальянских и русских футуристов. Прогресс только добавил научной основательности и новых технических возможностей: эффекты взаимодействия нескольких растровых сеток, субъективные вибрации при созерцании линеарных структур, манипулирования светом и ритмом, насыщение объектов электроникой. Художники внимательно штудировали теорию визуального мышления Арнхейма по ней, образ, который совместно рождают глаз и мозг, зависит и от состояния тела, и от всего предшествующего опыта субъекта. Проще говоря, смотрят глаза, но видит человек целиком. И заимствовали материалы и технологии из самых продвинутых технически областей. Таким образом они стремились превратиться в настоящих инженеров человеческих душ. Но лучше всего их находками сумели воспользоваться дизайнеры, психотехники и рекламщики.