Памяти Мэпплторпа и Концу XX века Белла Матвеева посвящает
О выставке
Эротическая живопись без намека на страсть
Заложенная Тимуром Новиковым петербургская неоакадемическая традиция с ее преданным служением красоте и изяществу не прерывается и по сей день. Вот и в картинах Матвеевой сплошь образы декадентствующих юношей Серебряного века и прерафаэлитов. Обнаженные фигуры со строгими чертами на богато декорированном фоне – абсолютно эстетская история, которую вполне можно было бы принять за салонную живопись или даже за китч, если бы не твердый стержень, пронизывающий всю эту золоченую роскошь и бархатную телесность. Именно матвеевскую жесткость и подчеркнул куратор выставки Аркадий Ипполитов, поставивший в центр экспозиции диптих «Памяти Мэпплторпа», написанный на пике постперестроечных апокалипсических ожиданий. Американец Роберт Мэпплторп снимал портреты знаменитостей, цветы и откровенную обнаженную натуру, прекрасную, как античная скульптура, и раскрепощенную, как ренессансные модели. В картинах Матвеевой, напротив, эротика со смело, как у Мэпплторпа, прописанными деталями холодна и невинна. Вожделение и эпатаж убиты рафинированной красивостью, как взмахом бритвы или серпа. Однако проявить ледяную рассудочность позволяют как раз подчеркнутая натуралистичность человеческой плоти цветистость гербария. Тут Белла прямо следует Мэпплторпу, писавшему, что «мужской член и, например, цветок равно изящны». Так что посвящение «Концу ХХ века» является не только напоминанием о финале эпохи, но и бьющей по лбу скабрезной метафорой вполне оптимистического толка. А. М.
С 22 апреля по 20 мая в AL Gallery