Richard Galliano (Франция)
О мероприятии
Легендарный французский аккордеонист Ришар Гальяно играет в Мюзик-холле Иоганна Себастьяна Баха и Астора Пьяццолу.
Вышедший прошлым летом на главном для музыкантовакадемистов лейбле Deutsche Grammophon альбом Richard Galliano: Bach побил все мыслимые и немыслимые рекорды покупаемости и скачиваемости, произведя на рынке загибающейся индустрии звукозаписи первый за долгие годы фурор. Причина столь ошеломительного успеха на первый взгляд очевидна: ученик и друг Астора Пьяццоллы, переработавший едва ли не со всеми крупными джазовыми звездами от Чета Бейкера и Яна Гарбарека до Бобби Макферрина, играет главные баховские нетленки под ненавязчивый аккомпанемент струнного квартета. Как показывает опыт ближайших предшественников Гальяно на этом поприще – трио Жака Лусье и Uri Caine Ensemble, не говоря уже о Swingle Singers, – для солд-аута ничего больше и не требуется. Гальяно будто бы идет по проторенной дорожке, гарантирующей всеобщее обожание и серьезные кассовые сборы: общеизвестно, что душа и кошелек миллионов ни к чему не лежат так, как к заворачивающему классические хиты в масскультурную обертку кроссоверу.
На самом деле, феномен Гальяно не так прост, как кажется. В лихие девяностые с баховской музыкой как только ни поступали: и в кислотной электронике растворяли, и биг-битом поверяли, и гитарными запилами вспарывали – и все это не считая обязательного постмодернистского стеба. Однако ближе к концу прошлого десятилетия как-то внезапно стало понятно, что с пересмешничеством пора заканчивать. Связано ли это с пресловутым «концом эпохи иронии» – бог весть, но в один момент все без исключения проекты, переосмысливающие классиков, лишились вечного, как казалось, слушательского внимания. Исключением не стала даже программа «Искусство инструментовки» чуткого к цайтгайсту Гидона Кремера – что на Западе, что в России ее приняли довольно кисло. Выход в топ баховского альбома Гальяно на столь неблагоприятном фоне объясняется очень просто: в отличие от абсолютного большинства своих коллег, французский аккордеонист отказывается привносить что-либо чуждое в исполняемую им музыку. В интерпретациях Гальяно не слышны ни его джазовый, ни латино американский бэкграунды – никаких свингующих синкоп, никаких страстных телодвижений, одна лишь бескомпромиссная виртуозность. У него не возникает соблазна сыграть Баха как Пьяццоллу – совсем наоборот: в аргентинских танго Гальяно заставляет неожиданно расслышать баховские строгость и скупость музыкального жеста. «Нужно просто в нужное время нажимать нужные клавиши» – на фоне всеобщей пресыщенности версиями и трактовками этот завещанный самим Бахом минус-прием работает у Гальяно безотказно. Текст: Дмитрий Ренанский
Ришар Гальяно
20 мая, Мюзик-холл