Бенефис Дениса Матвиенко
О спектакле
Танцовщик с витиеватой творческой судьбой устраивает бенефис в Мариинском. Денис Матвиенко менял города и театры с легкостью антраша
Киевская школа – Киевская опера – Мариинский. Бац! – снова Киевская опера (вслед несутся слухи о том, что из петербургского театра его выдворили за слишком большую любовь к «халтурам» на стороне). Триумф на московском конкурсе артистов балета в 2005-м (Гран-при, что за 50-летнюю историю конкурса до того вручался всего три раза) и вроде бы начинающийся роман с Большим театром – и неожиданный отъезд в театр Михайловский. Вслед – опять же – молва: в Москве были рады видеть на сцене самого Матвиенко, с его лихим и бравурным танцем, но не были готовы предоставить партии балерины его красавице-жене. Но и Михайловский быстро брошен – герой вернулся в Мариинский (вместе с супру- гой, разумеется). И теперь именно на этой сцене получает бенефис, отмечающий 14-й рабочий сезон.
Бенефис здесь нечастый жанр. В новейшее время немногие из прим и премьеров получали собственный вечер. Это в позапрошлом веке в контракте балерины бенефис был прописан обязательно – тогда это была статья дохода: собственно, суть бенефиса заключалась в том, что весь сбор театра в этот вечер отправлялся главной героине. Сейчас об этом и речи нет – теперь герой или героиня получает лишь право повлиять на исполняемый репертуар. То есть – триумф чистого творчества, никакого презренного металла. Программа – это всегда портрет героя, причем в равной степени реальный (позволяющий публике увидеть технику и масштаб таланта танцовщика) и воображаемый (дающий артисту возможность сказать публике, что он сам о себе думает, как хочет выглядеть и что танцевать).
В первом отделении бенефиса Дениса Матвиенко – «Рубины» Джорджа Баланчина, отсвет джаза в классике, перелитое в танец впечатление хореографа от Бродвея. Масса иронии, припорошившей несомненное почтение великого человека к легкомысленному вроде бы жанру. Во втором – набор па-де-де, статусная классика. В третьем продемонстрирован интерес танцовщика к хореографии, сочиняющейся сегодня, – покажут «Радио и Джульетта», балет Эдварда Клюга на музыку Radiohead. Анастасия и Денис Матвиенко не раз танцевали фрагменты из этой одноактовки в концертах – теперь дело дошло до полноценной премьеры. Худрук Словенского балета в Мариборе законспектировал шекспировскую трагедию, сократив ее до ключевых эпизодов, – но конспект у него получился очень выразительным, несмотря на то что заняты в спектакле лишь одна балерина (угадайте, кто) и еще шесть действующих лиц.
В общем, воображаемый портрет Матвиенко говорит о том, что он видит себя танцовщиком мира. Это, в принципе, близко к истине: Денис – желанный гость во многих именитых театрах, танцевал и в Парижской опере, и в Ла Скала. Но совпадет ли этот портрет с реальным на все сто – увидим в вечер бенефиса. Текст: Анна Гордеева
Бенефис Дениса Матвиенко
19 июня Мариинский театр