Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена, дирижер Пааво Ярви
О спектакле
На “Звездах белых ночей” – главный концерт нынешнего сезона: гастроли Пааво Ярви и оркестра The Deutsche Kammerphilharmonie Bremen.
За пальму межконтинентального первенства всегда боролись дирижеры, у которых лучше других получалось ворочать глыбами симфоний Бетховена, Брамса и Малера. В прошлом веке непревзойденными в этом признавались Фуртвенглер и Караян, в начале нашего тысячелетия – Аббадо, Арнонкур и Гардинер. На сегодняшний день главным дирижером планеты является Пааво Ярви: в будущем году ему исполнится пятьдесят, он руководит сразу четырьмя крупными оркестрами в Бремене, Париже, Франкфурте и Цинциннати. Когда два года назад наследник видной эстонской дирижерской династии выступал в Петербурге в последний раз, доверенный ему вспомогательный (а проще говоря, самый слабый) состав Мариинского оркестра звучал так, как никто и никогда не слышал. На «Звезды белых ночей» Ярви привозит своих любимых подопечных – The Deutsche Kammerphilharmonie Bremen, молодой, дерзкий и борзый коллектив, с которым он только что записал все симфонии Бетховена и установил новую вершину актуального оркестрового исполнительства. Через несколько месяцев Ярви и бременские музыканты начнут записывать все симфонии Роберта Шумана, считающиеся самыми проблемными в истории европейской симфонической традиции: принято полагать, что композитор-пианист совершенно не умел писать для оркестра. Ярви обещает развеять этот миф за два вечера: в первый прозвучит Первая и Четвертая симфонии, во второй – Вторая и Третья. Пааво Ярви: Проблема шумановских симфоний вовсе не в оркестровке, как кажется многим. Просто Шумана обычно играют так, как, допустим, Бетховена. А это совершенно другая логика – ведь каждая из шумановских партитур довольно радикально порывает с предшествующими симфоническими формами. Шумана невозможно сыграть «корректно». Главное – найти внутри себя ощущение невротичности, эйфории, страшной печали и погрузиться в него на всю симфонию. А для сегодняшнего человека это очень трудно. Мы же стесняемся своих чувств, мы хотим жить сбалансированно, быть успешными. С таким настроением к Шуману лучше и близко не подходить. Мы не должны бояться показывать наши чувства и даже преувеличивать их. Тогда-то все и получится по-настоящему. Текст: Дмитрий Ренанский
Роберт Шуман. Симфонии № 1, 2, 3, 4
12–13 июля Концертный зал Мариинского театра