След метеора. Искусство народов Севера 1920-1930-х годов
О выставке
Сразу надо оговориться: чукчей на выставке нет. Есть нивхи, эвенки, уйгуры, нанайцы и выходцы из только этнографам известных народностей.
Всю эту братию в начале 1920-х привезли через всю страну в Ленинград и учили рисовать. Сначала в художественных мастерских при Русском музее, а с 1930-го года – в отдельном Институте народов Севера. Советская власть решила, что для северных народов должны быть подготовлены не только врачи, учителя и инженеры, но и работники культуры.
Очень соблазнительно думать о выставке северных народов действительно как об анекдоте про чукчу и ожидать от вчерашних оленеводов забавного примитивного искусства. Однако никакого анекдота не получилось. И студенты были талантливые, и учили их внимательные педагоги, подметившие у северян чуткость к колориту и пластике, – но живописцы и скульпторы из них получились такие, что трудно подобрать слова. С одной стороны, это не европейское искусство с его канонами, с другой – примитивным и народным его тоже никак не назвать. Таежные пейзажи, охотничьи сценки, скульптурные портреты – сквозь все это у студентов института прет мощь и жизнь. Так писать могли только люди, которые чувствуют северный пейзаж собственным телом, в нем живут и с ним взаимодействуют. Выставка вряд ли интересна этнографам, а вот художникам обязательна к посещению: чтобы вкусить такого редкого деликатеса, как свежесть восприятия.
До 30.09, Мраморный дворец