Москва – Ленинград. Нонконформистское искусство 1950-1980-х годов
О выставке
В Новом музее выставлены картины художников-нонконформистов, собранные коллекционером Асланом Чехоевым.
Когда бизнесмен Аслан Чехоев собирал коллекцию для «Нового музея», он сделал очень правильный шаг: привлек к работе владельца московской галереи poр/ off/art и эксперта Сергея Попова. Последнего в Москве за глаза называют «наш геронтофил» – за любовь к искусству старшего поколения. В итоге чехоевское собрание имеет отчетливый крен в сторону неофициального искусства позднесоветской поры – и этим выделяется на фоне преимущественно одинаковых собраний «новых русских».
Музей владеет перворазрядными холстами, например Лианозовской группы – художника Евгения Кропивницкого и его учеников, собиравшихся в его мастерской в подмосковном Лианозово. Здесь и самый знаменитый их представитель – Оскар Рабин, за свои картины выдворенный из СССР. На выставке он представлен мрачным и впечатляющим холстом «База № 50» с кривыми бараками, талой слякотью и покосившейся вывеской той самой базы. Чтобы лучше передать ощущение густой грязи под ногами и серого облачного месива над головой, Рабин добавлял в краску песок, превращая ее в почти скульптурный материал. Не меньшего внимания заслуживают философские работы сына их учителя, Льва Кропивницкого, экспрессиониста Владимира Немухина, абстракционистки Лидии Мастерковой.
Центром экспозиции стала картина «Пробуждение» Евгения Михнова-Войтенко (на фото) – до недавних пор знакомого лишь специалистам, зато знакомого как «ленинградский Поллок». Чехоев собрал весьма представительную коллекцию Михнова-Войтенко и сделал ее одним из козырей музея: вряд ли при жизни художник представлял, что его работы через четверть века получат столь интенсивную раскрутку.