Иудушка из Головлева
О спектакле
Неожиданно мощный спектакль пожилого режиссера
Ждать от этой премьеры значимого события, казалось, не следует, хотя режиссер Георгий Васильев и собрал в спектакле отличных актеров. Имя Васильева когда-то гремело, поставленный в конце 1980-х в ТЮЗе спектакль «Записки Поприщина», в котором зрителей катали по сцене на поворотном круге, пользовался заслуженным успехом. Но в 2000-е Васильев ушел в тень, его немногие постановки выглядели старомодными и вымученными. Поговаривали, что режиссер тяжело болеет, а физическая слабость в этой профессии опасна: слишком много сил надо, чтобы выстроить спектакль согласно замыслу, а не как придется.
Между тем «Иудушка» выглядит работой мужчины в самом расцвете сил, а главное — умного и талантливого. Постановка — энергичный монтаж коротких сцен-эпизодов, внятных, эффектных и богатых театральной образностью. Режиссер выворачивает роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» наизнанку: Иудушка в блестящем лаконичном исполнении Валерия Дьяченко здесь не сволочь, не русский Дракула, а человек, пытающийся жить по правилам среди разгульного хаоса. Маменька (замечательная Ирина Соколова) превратилась во взбалмошную и прижимистую капризницу, братец (Александр Иванов) — есенинская душа, прогуливающая отцовское наследство по кабакам. Герой Дьяченко с его умеренностью и здравым расчетом заклеймен Иудой с самого начала: по головлевской мерке не может такой человек быть хорошим. Но самое страшное в другом: не только люди, но сам миропорядок, кажется, ополчился против Иудушки — и все благие намерения оборачиваются нечаянными злодеяниями.