"Не корысти ради...": "Выдающиеся собиратели произведений народного искусства" | Арт | Time Out

“Не корысти ради…”: “Выдающиеся собиратели произведений народного искусства”

“Не корысти ради…”: “Выдающиеся собиратели произведений народного искусства”

О выставке

В Русском музее открылась выставка русского народного искусства (от вышивки до резьбы по дереву), собранного самыми разными выдающимися людьми (от художников до дипломатов).

Мы свое народное искусство знаем плохо. Какие-нибудь инсталляции Дэмиена Херста или видео Билла Виолы знаем лучше, чем свое народное искусство. А потому что разленились и превратились в снобов: мы, типа, продвинутые современные европейцы, а русское народное – это матрешки и хохлома для туристов. Такое и в доме-то держать не модно. А уж тем более собирать – увольте, ну что за прошлый век.

Между тем история коллекционирования русского народного искусства – именно ее показывает выставка «Не корысти ради…» в Русском музее – не только насчитывает не один век, но и может похвастаться персонажами, которые были символами западничества и прогресса своего времени. Например, архитектор Александр Никольский – автор совершенно модернистского для своей эпохи стадиона имени С. М. Кирова на Крестовском острове – увлеченно собирал глиняную игруш из Каргополья. А его коллега Щусев – тот самый, что спроектировал минималистичный и совершенно европейский по архитектуре мавзолей Ленина на Красной площади – русскую резьбу и роспись по дереву. И не просто собирали, а изучали, вникали в тонкости, отличали палехскую, например, роспись от холуйской и менее известных окрестных школ.

Коллекция народного искусства Русского музея пополнялась преимущественно за счет даров частных собирателей, и выставкой «Не корысти ради…» музей решил отдать им дань. Но выставка – не просто набор предметов, которые кто-то из коллекционеров когда-то музею подарил: она логически прослеживает и историю коллекционирования – то, как, что и зачем собирали те, кто собирали. И как частное хобби становится серьезным увлечением, а в конце концов – всенародным достоянием и музейной ценностью.

С народным искусством всегда все не так, как с искусством авторским. Когда художник пишет картину, подразумевается, что она рано или поздно повиснет в галерее или музее как свидетельство творческого самовыражения, а также как недешевый товар. Иначе с народным искусством. Когда крестьянка вышивает крестиком полотенце, она не собирается делать с ним ничего, кроме как вытирать руки после мытья. Когда сельский умелец покрывает росписью сундук, он просто украшает его, чтобы будущим хозяевам приятнее было хранить там свои пожитки. Даже откровенно декоративные вещи – от сережек с финифтью до расписных шкатулок – в первую очередь предназначены «для дела», а уникальность и красота – лишь дополнительный бонус. И имени мастера мы чаще всего не знаем, и владелец неважно кто. Коллекционер выступает здесь как куратор: его задача – найти уникальную вещь, увидеть в ней художественную ценность и включить в коллекцию, переведя из разряда бытовой утвари в разряд искусства. Есть в этой выставке что-то поучительное: оказывается, даже самая нехитрая вещь может стать шедевром и свидетельством эпохи. И самое банальное хобби вроде собирания всякого старья может сделать из обычного человека ценителя искусства. Правда, есть в подобных собраниях и скрытый посыл: уважаемые коллекционеры, добро пожаловать! Бюджет на закупки новых экспонатов у музея который год равен нулю, и все выставки, прославляющие частных собирателей, исподволь направлены на агитацию собирателей нынешних: сдавайте, мол, богатства народу. Купить не можем. Подарите, пожалуйста.

По 1 ноября в корпусе Бенуа

Билетов не найдено!

Закрыть