Новая работа Эдуарда Лока | Театр | Time Out

Новая работа Эдуарда Лока

О спектакле

Визит канадской труппы La La La Human Steps – это тот редкий случай, когда в город приезжает знаменитый хореограф, о существовании которого не подозревало подавляющее большинство петербургских балетоманов. Диана Вишнева опять расширяет наш кругозор.

Труппа эта существует уже тридцать лет и не раз объехала земной шар. Ее основатель и худрук Эдуард Лок сочинял спектакли для Парижской оперы и Нидерландского театра танца, а двадцать лет назад был постановщиком мирового турне Дэвида Боуи. Но все его маршруты как-то огибали Россию, единственный же визит в Москву в 2003 году поставил Белокаменную на уши: бабушки-балетоманки выходили с его «Амелии» с перевернутыми лицами. Не то чтобы они тогда впервые увидели мужиков на пуантах – но впервые в таких мужских танцах не было ни грана клоунады. Балерины и танцовщики были уравнены в правах: и те и другие носились по сцене с космической скоростью и вращались с энергией электродрели. Это был балет инопланетян – невозможно было себе представить, что такой темп воспроизводят обычные человеческие тела и что это люди, а не киборги гнутся на такие углы и так выкручивают ноги.

«Новая работа Эдуарда Лока», которую покажут в Петербурге, несколько более консервативна: по крайней мере, на пуантах здесь только женщины, мужчинам оставлены их привычные тапочки. Но безумный темп тот же самый, будь то почти пантомимное соло танцовщицы (героиня бросает руки перед собой и в стороны, напоминая то ли морского сигнальщика, то ли сурдопереводчика) или дуэт-сражение (он же – объяснение в любви), где балерина вьется, вскрикивает всем телом, рвется куда-то из рук партнера, а он старается удержать ее во что бы то ни стало. И при этом об нее не порезаться, ведь все девушки в труппе – лезвия, ножи, мачете (в зависимости от габаритов). У балета не случайно нет названия: хореограф говорит, что счел бы самонадеянным давать имя спектаклю, основанному на двух великих операх. Лок взял «Дидону и Энея» Перселла и «Орфея и Эвридику» Глюка и вручил две почтенные партитуры современному композитору Гевину Брайерсу. Тот порезал их на кусочки и соединил в одно целое, приспособив для исполнения на фортепиано, скрипке и виолончели. А человеческие голоса заменил саксофоном – так и возникла музыка для «Новой работы». Что касается сюжета, то в летящем как водопад тексте можно разглядеть намеки на прощальный монолог Дидоны или старания Орфея удержать уходящую тень, но Лок не ставил себе задачи выстроить последовательную историю. Его интересовали лишь эмоции, которые испытывают люди, теряющие любимого человека, – и девятибалльный шквал этих чувств он постарался перелить в танец. Диана Вишнева, последовательно пробующая все новую и новую хореографию, впервые станцевала в этом балете полгода назад. На сцене она присутствует лишь чуть более десяти минут (из восьмидесяти). У нее нет главной роли – поскольку главных ролей в этом балете вообще нет, это торжество ансамбля. Но у нее есть па-де-де и соло – и в ансамбль она вписывается фантастически, так, будто в таком бешеном ритме сущеёствует всегда. Как героиня греческой трагедии, монолог которой потрясает многотысячные амфитеатры, – в толпе не теряется, но и конструкцию не рушит. Эвридика? Дидона? Просто новая работа Дианы Вишневой.

Билетов не найдено!

Закрыть