Алексей Гориболь и его друзья
О спектакле
Пианист Алексей Гориболь отмечает юбилей концертом в Малом зале Филармонии и премьерой нового сочинения Леонида Десятникова “Фрагменты ‘Мишени'”.
Если бы среди петербургских музыкантов проводился конкурс на самую изысканную сервировку концертной программы, сет-лист вечера «Алексей Гориболь (50) и его друзья» определенно привел бы конкурентов в уныние. Арии Генри Перселла в транскрипции Бенджамина Бриттена, песни Исаака Дунаевского и пересочиненная Эдвардом Григом моцартовская клавирная соната, Шуберт в компании с Мусоргским и Чайковский в обнимку с Брамсом – причем все это лишь в качестве аперитива. На сладкое подадут «Витамин роста», раннюю (1985) и обманчиво детскую оперу Леонида Десятникова, в которой, как дуб в желуде, заключена едва ли не вся последующая музыка композитора. Главным блюдом вечера обещают стать только что законченные «Фрагменты “Мишени”» – выжимка и экстракт саундтрека к недавнему фильму Александра Зельдовича. Российской музыке стоит сказать российскому кино спасибо: «Мишень» Десятникова – одна из наиболее серьезных партитур, выходивших из-под пера отечественного композитора за последние годы. И уж точно самая своевременная: если саундтрек к «Москве» того же Зельдовича прицельно фиксировал в звуке образ «лихих девяностых», то «Мишень» – акустически достоверный слепок эпохи рубежа 2000-х и 2010-х. Парадокс, впрочем, заключается в том, что услышать «Мишень» Десятникова вплоть до недавнего времени можно было лишь в кинотеатрах, а после окончания проката картины фанатам оставалось только пускать слюни: саундтрек был выпущен эксклюзивным тиражом, снабженным ремаркой Collector’s edition и не предназначенным для коммерческого распространения. На таком фоне у «Фрагментов “Мишени”», что называется, большие перспективы – из полутора часов музыки Десятников выбрал ключевые треки, одинаково манкие как для исполнения, так и для слушания. На роль потенциального хита претендует кислотный фокстрот с то ли джазовой, то ли цыганской скрипкой, балалайками и синтезаторами из арсенала Ансамбля электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина. Еще в наличии имеется «Тангейзер», издевательски приторный ремейк романса Вольфрама из титульной оперы Рихарда Вагнера – плюс мастер-класс по композиторской молекулярной кухне: изысканное шинуазри, мутирующее в китайщину барокко и ходящие не разлей вода баян с клавесином.
Леонид Десятников:
В концертную сюиту вошли пять из тридцати двух номеров саундтрека к кинофильму Александра Зельдовича. «Фрагменты “Мишени”» открываются «Январем Вивальди»: поскольку в сценарии Владимира Сорокина упоминаются «Времена года», я решил приписать к гармониям вивальдиевского подлинника мелодию в ориентальном духе – отразив музыкальными средствами присутствующую в «Мишени» идею китайской экспансии. Фокстрот – воспоминание об американской поп-музыке конца 1950-х – начала 1960-х, которой Зельдович пичкал меня в самом начале работы над фильмом. Помнится, я даже приобрел солидную антологию на CD – Синатра, Blue Velvet и все такое. Не могу, впрочем, сказать, что она мне пригодилась: трехминутный фокстрот – единственный номер «Мишени», который хоть как-то напоминает об этом времени. Должен заметить, что звучание «Фрагментов “Мишени”» довольно радикально отличается от саундтрека. Там был большой симфонический оркестр, здесь – камерный состав: струнные, ударные, фортепиано, челеста и игрушечное пианино.