Северное искусство сегодня






О выставке
Совместный проект Творческого объединения кураторов и деятелей актуального искусства Северных стран дал увесистый результат: 35 художников из Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании и России покажут нордический характер.
К глобальным проблемам социума и культуры участники первой выставки проекта Nordic Art Today подошли через знакомые любому частности. И тон авторов редко теряет спокойную рассудительность, даже когда речь заходит о конце мира, как мы его знаем.
Финалистка премии Кандинского, сибирячка Татьяна Ахметгалиева отражает невидимые связи между людьми самым логичным образом – при помощи нитей. Персонажи ее гигантских расшитых панно не вступают друг с другом в прямой диалог, но кажется, что протянутые между их фигурами волокна прочнее стали. В поисках средств передачи внутреннего монолога Татьяна не замыкается на одном текстиле, а заодно экспериментирует в области видеоарта и саунда – инсталляции в ЭТАЖАХ тоже имеют звуковое измерение. Работы Аллена Грубешича достаточно лаконичны и непосредственны, чтобы сразу схватить зрителя в охапку и уже не отпускать. Выполненные в технике шелкогра фии плакаты сродни работам московского концептуалиста Виктора Пивоварова из серии «Конклюзии», только направлены вовне: вместо эгоистичного местоимения «я» в центре полотна – добрый совет Stop and think или стеснительное I was young, I needed the money.
В своих нарративных короткометражках норвежский видеохудожник Бодил Фуру фиксирует монотонность дней, наполненных скучной повседневной работой. В суете театрального закулисья тут не больше смысла, чем в проплывающих облаках и скользящем сквозь пальцы песке. Кособокой «Вавилонской башней» швед иранского происхождения Горан Хассанпур метит словно бы не в межнациональную разобщенность, а в мещанскую пошлость в набоковском смысле. Иначе о чем еще этот горный серпантин, сложенный из одинаковых открыток с видами водопадов, которые так и просятся украсить собой советской моды ковер.
После громкого успеха Марины Абрамович женские перформансы стали частой практикой. О женском терпении, горе, деторождении и потере детей рассказывают художницы Торил Гоксойр и Камилла Мартенс. Перформанс «Садитесь, слушайте» является звуковой записью рождения ребенка. Боль, связанная с этим естественным для женщины процессом, затем переходит в неистовую любовь к своему чаду. Представить, что ребенок может в одночасье пропасть без вести, не в силах любая мать. Торил и Камилла посвятили свою работу всем матерям, столкнувшимся с бедой, в которой не поможет никто, просыпающимся каждый день со своим несчастьем. Это история о любви, смерти, о том, что мы не можем понять разумом.
И в противовес личному надрыву – сексуальная фантазия вселенских амбиций: Йохан Зеттерквис считает, что если уж протыкать – то Луну, не меньше. Часть серии прожектов космического масштаба и космической же глупости (помимо дыры в небесном теле, тут тебе и небоскреб, по крышу вкопанный в землю, и мельницы, крутящиеся против ветра), эта инсталляция кажется веселым пустяком лишь до того момента, когда осознаешь, что пенетрация естественного спутника вызовет губительный прилив на матери-Земле.
На фото: этот плакат с надписью «Было бы здорово сделать что-то политическое» норвежки Торил Гоксойр и Камилла Мартенс вывешивали рядом с рекламой во многих городах. Многие прохожие не догадывались,что перед ними — произведение искусства.