Выставка “От Москвы до самых до окраин…”
О выставке
Очередной блокбастер Русского музея предлагает зрителю широкий ассортимент окраин. Тема благодатная для куратора: в нее можно запихнуть, кажется, все за исключением изображений Кремля и Дворцовой площади.
Сельские пейзажи, луга, леса? Для городского жителя это окраина. Городские жанровые сценки? Если не на фоне, условно говоря, Исаакиевского собора, то чем не окраина. Многочисленные рабочие районы – окраина. Петербургские задворки, которые так любили и любят художники от передвижников до митьков, – тоже, пусть даже сейчас все эти Нарвские ворота, Средние Рогатки и набережные Смоленки давно уже считаются «окраинами центра».
Там, конечно, кипит очень живописная жизнь. Что там ваши особняки со светскими раутами? Пафос, да и все. А тут светит окном последний кабак у заставы, деревня спорит с городом, растекаются весенние лужи, тут работяги, мещане, торговки, жулики, шулеры, девицы нетяжелого поведения – характеры настолько выпуклые, что художнику не устоять. И для нынешних живописцев будни Купчино или пейзажи Голодая нередко привлекательнее парадных сюжетов. Есть в этих «малых родинах» некая прелесть захолустья – и в однообразии домов-коробок, и в покосившихся избушках, и в заводских трубах. Родное, подлинное, любимое и ненавистное, но всегда узнаваемое. Глянешь на картину какого-нибудь Шинкарева – и кивнешь: да, это мое, мой двор, мой дом и моя лужа под окном, век бы их не видеть.
Музей обещает «художественное осмысление проблемы взаимодействия центра и периферии и границы между миром человека и природой». Осмысления, честно говоря, на выставке немного, а вот хорошей живописи предостаточно.