Жан-Леон Жером
О выставке
“Бассейн в гареме” и другие произведения в собрании Эрмитажа
Академист Жан-Леон Жером всегда считался пусть и мастеровитым, но салонным живописцем, и его «Бассейн в гареме» упрекали в пошлости, а все же эта картина прославилась. В 2001 году ее украли из Эрмитажа. Украли дерзко, варварски вырезав ножом из рамы. Шесть лет милиция стояла на ушах и не могла найти «Бассейн». А под Новый год, в декабре 2006-го, картину подбросили… в приемную Геннадия Зюганова. Почему вору за шесть лет не удалось сбыть холст? Почему именно КПРФ он решил его отдать? Думал, что украл шедевр уровня Рафаэля, а оказалось, что за него и копейки не выручить? Решил, что гаремная сцена напоминает оргии партийнокомсомольских работников брежневской эпохи? Нет ответа.
Тем не менее «Бассейн в гареме» был возвращен в Эрмитаж. Правда, картина была в ужасном состоянии: похититель мало того что обкромсал холст по краям, так еще и сложил его вчетверо, а холст на сгибах просто лопнул. Два года реставраторы под микроскопом сплетали ниточку с ниточкой, потом восстанавливали красочный слой – получилось, как в фильме «Старики-разбойники», «еще лучше оригинала».
В разное время Жером вдохновлялся античной историей (самое его известное полотно – «Убийство Цезаря») и Востоком. На холстах «восточного периода» – рабыни, наложницы и жены, восточные мозаики, струи фонтанов, драгоценности и вуали, бесконечные тела гаремных красавиц. Бедра, попы, плечи – пышные, как взбитые сливки, белые, как сахар, и блестящие, как масляный крем. Не живопись, а витрина кондитерской: сластолюбцы XIX века с удовольствием покупали пикантные картинки для украшения будуаров. И кто их обвинит? Как тогда, так и сегодня есть пламенные борцы за нравственность, у которых в укромном уголке – возможно, даже в приемной Зюганова – висит разворот из «Плейбоя». Жером сделал беспроигрышную игру: его целевая аудитория никогда не переведется.