Выставка работ Александра Алексеева “Между светом и тенью”
О выставке
Художник, придумавший трехмерную графику до появления компьютера
Александра Алексеева, чье 110-летие отмечается в этом году, до юбилейного повода почти не вспоминали, и очень зря. Уже на летней выставке художника в Петропавловской крепости было понятно, что Алексеев – один из самобытнейших мастеров своей эпохи. Выставка на «Пушкинской, 10» позволяет это впечатление закрепить.
Человеком он был неординарным – из уютных границ графики его несло в самые неожиданные смежные сферы. Алексеев и в искусство-то изначально не собирался: его отец, военный атташе, был уверен, что сын пойдет по его стопам, и определил мальчика в кадетский корпус. Но революция положила конец этим планам, семья бежала в Уфу, и там юноша познакомился с художником Давидом Бурлюком, который и стал его крестным отцом в искусстве. В 1921 году Алексеев эмигрировал во Францию, где прожил долгую жизнь и умер в восьмидесятых.
Его завораживали новые технологии, в особенности бурно развивавшиеся анимация и кинематограф. Но просто рисовать мультфильмы ему тоже показалось недостаточно, и он изобрел игольчатый экран – поверхность из тысяч тонких игл, которые он двигал вверх и вниз, создавая их тенями трехмерные изображения. На свою первую работу, «Ночь на Лысой горе» (1933), он потратил полтора года, скупив предварительно все имеющиеся иглы в одном французском магазине. Она выглядит свежо и по сей день.
Свое изобретение Алексеев использовал и для графики, которую покажут на «Пушкинской, 10». Огромный том «игольчатых» иллюстраций к «Доктору Живаго» Пастернака не дополнял авторский текст, а изображал сюжет во всех нюансах – по сути, читатель будто бы смотрел экранизацию романа. В такой же манере Алексеев проиллюстрировал произведения Гоголя, По, Достоевского. И оказался необходим даже Орсону Уэллсу, снимавшему «Процесс» по Кафке: графика в этом фильме тоже его рук дело.