Симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер Маттиас Пинчер
О спектакле
Авангард XIX века от классика века XXI
Вот самый интригующий концерт сезона: вглядываться в афишу, пытаясь заметить подвох, приходится не один раз. Странностей, собственно, три. Первая – классик современной немецкой музыки и одна из ключевых фигур европейского культурного истеблишмента, сорокалетний Маттиас Пинчер дебютирует в Петербурге почти инкогнито. Вторая – за пультом оркестра Мариинского театра он выступит как дирижер. Третья – сама программа вечера: сет-лист пока что находится в стадии утверждения, но уже сейчас известно, что в качестве главного блюда будет подана «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза. Затертый до дыр хит французского романтизма – как будто бы не слишком очевидный выбор для взявшегося за дирижерскую палочку композитора-радикала. Но так кажется только на первый взгляд: в 1830 году с этого опуса началась история программной музыки, и для своего времени «Фантастическая» звучала как чистый авангард. Современников удивляло главным образом то, что пяти частям симфонии было ниспослано подробно прописанное либретто: вот лирический герой влюбляется в незнакомку, вот он встречает ее на балу, вот ему кажется, что он убил свою пассию, а вот он отправляется на плаху и в конце концов попадает в ад. Все перипетии этого мелодраматического сюжета иллюстрируются композитором с известной долей натурализма – у Берлиоза прописаны и удар гильотины, и стук отрубленной головы. Как этим симфоническим хоррором продирижирует Пинчер, неясно: всетаки многое будет зависеть от того, с чем именно «Фантастическая» будет соседствовать в афише.