Антитела
О спектакле
В финале этого спектакля не аплодируют и не выходят на бис. В основе – нашумевшая история гибели студента-антифашиста Тимура Качаравы, убитого у входа в магазин “Буквоед” на площади Восстания семь лет назад.
Пьесу для спектакля написал журналист Андрей Совлачков, взяв за основу записи собственных интервью с матерями Качаравы и его убийцы, разговоров с друзьями Тимура, его девушкой, с его идейными противниками – «фашистами». Поставил «Антитела» кинорежиссер Михаил Патласов, впервые работающий в театре. Дебют Патласова оказался вполне удачным: вместо того чтобы нагнетать театральные страсти и лупить зрителям по слезным железам, он построил монологи героев в сдержанном тоне, ограничившись аскетичными художественными средствами – актеры сидят за столом, иногда снимают друг друга при помощи видеокамеры. Изображение проецируется на экран или на лицо безмолвного манекена, словно приготовленного для следственного эксперимента. Минимум игры, минимум постановочных эффектов. Подобная флегматичная подача воздействует похлеще любой меланхолии. Особенно когда со сцены звучат монологи матерей убийцы и жертвы в исполнении Аллы Еминцевой и Ольги Белинской. Выясняется, что у этих женщин куда больше общего, чем может показаться на первый взгляд, и что судьбы сломаны у обеих. И в этом свете название спектакля «Антитела» приобретает иной смысловой оттенок: даже не самоназвание «антифа», позиционирующих себя как борющихся с фашистской инфекцией лейкоцитов. «Антитела» уже понимаешь шире: политический экстремизм, словно антиматерия, собирает кровавую жатву, оставляя вереницу одиноких плачущих матерей.
Исполнительница роли матери Качаравы Алла Еминцева рассказала Time Out о своих впечатлениях от репетиций и первых показов спектакля: – Это оказалась безумно интересная работа. Во-первых, потому что она документальная, и я поняла, что никакие пьесы, никакие придумки с этим не сравнятся. Жизнь сама предоставляет материал для театра: вот, казалось бы, совершенно обычные люди дают интервью, а там обнаруживается такая сложность, такое количество метафор. Плюс сама тема, очень тяжелая, даже чудовищная, о которой я прежде толком не знала. Открыть все это для себя было страшно – и просто как человеку, и как матери маленькой дочери. Есть о чем рассказать и родителям, и молодежи, которая зачастую оказывается жертвой манипуляций взрослых циничных людей. Этот спектакль – проявление гражданской позиции, тут даже не хочется, чтобы обсуждали актерские работы, режиссерскую работу. Главное для нас здесь – тема, настолько животрепещущая, что после «Антител» бывает даже как-то неловко играть некоторые другие спектакли; многое начинает выглядеть фальшивым.